30-летнего жителя Подмосковья Владислава Синицу осудили на 5 лет лишения свободы за неосторожную реплику в Твиттере. Пресненский суд признал, что публично размещенная реплика содержит признаки «ненависти или вражды в интернете с угрозой применения насилия» (п.«а» ч.2 ст. 282 УК). Пострадавшими по делу были признаны 5 сотрудников Росгвардии, которые сообщили обвинению, что после опубликованных гражданином Подмосковья реплик стали опасаться за свои семьи.
«Мне непонятно обвинение, я категорически отрицаю предъявленные мне обвинения, тем более отрицаю угрозы родственникам сотрудников правоохранительных органов. Мои слова вырваны из контекста, я против применения насилия с любой из сторон», — объявил осужденный.
Обвинение доказывало в суде, что Синица сознательно разместил инструкцию к насильственным действиям по отношению к семьям силовиков. По делу было проведено несколько лингвистических экспертиз, две из которых не обнаружили в реплике призывов к насилию, однако суд принимал во внимание результаты третьей, согласно которой размещенный текст призывал к противоправным действиям.
Что же именно вызвало такую серьезную реакцию правоохранительных органов? 31 июля 2019 года Владислав Синица обсуждал с анонимным пользователем в Твиттере «Голос Мордора» действия силовиков по разгону недавних несанкционированных митингов в Москве. Аноним поинтересовался у Синицы, зачем оппозиционеры изучают фотографии силовиков с митинга и неужели они будут мстить сотрудникам полиции и ОМОН и порекомендовал: «Ох, не надо бы вам их задирать. В следующий раз они могут быть не такими добрыми и вежливыми». На что в ответ Синица предположил следующее: «Посмотрят на милые счастливые семейные фото, изучат геолокацию, а дальше ребeнок доблестного защитника правопорядка просто однажды не приходит из школы. Вместо ребeнка по почте приходит компакт-диск со снафф-видео. Вы как будто первый день на свете живeте, задавая такие вопросы!)».
На суде Синица заявил, что его неэтичный твит был продиктован возмущением агрессивными действиями силовиков, которые участвовали в разгоне акций протеста в Москве. Он полностью отрицал призывы к похищению детей силовиков и сообщил, что ведет Твиттер, поскольку хочет и не боится говорить правду, а также желает жить в безопасной стране. Осужденный сообщил СМИ, что планирует в ближайшее время обжаловать приговор по делу.
Представитель СК РФ Светлана Петренко прокомментировала ситуацию: «Ни у кого не должно вызывать сомнений, что за подобные публичные комментарии и призывы непременно наступит уголовная ответственность. Экстремизм в любой форме проявления, тем более направленный против тех, кто ценою жизни защищает интересы граждан и государства, будет и впредь пресекаться в рамках действующего законодательства».
Удивительны в этом деле рекордные сроки – не прошло и полутора месяцев с момента написания злосчастного твита до вынесения уголовного приговора. Между тем, так и остается в должности глава Чечни Рамзан Кадыров, который в минувшем июне разместил в Интернете видеообращение к оппонентам, в котором пригрозил сломать им пальцы и вырвать языки за комментарии в социальных сетях. Публичная угроза тяжкого вреда здоровью со стороны высшего должностного лица, однако, была оставлена без внимания Следственного комитета РФ.