След Мирошникова: журналисты нашли возможную связь между делами Черкалина, экс-главы «Капиталбанка» и Хотина Имя Валерия Мирошникова, бывшего замглавы Агентства по страхованию вкладов (АСВ), всплыло в СМИ в связи с делом о мошенничестве в отношении полковника ФСБ Кирилла Черкалина, экс-главы банковского отдела Федеральной службы безопасности

Напомним, после задержания Черкалина проходящий по этому делу как свидетель Мирошников сбежал за границу и был уволен из АСВ. И пока последний скрывается за рубежом, корреспонденты ПАСМИ обнаружили след Мирошникова в ряде громких банковских дел и предположили существование преступного сговора банкиров, Агентства, правоохранителей и федералов, который привел к заключению под стражу невиновных людей.

Одной из «жертв», по мнению авторов материала ПАСМИ, мог стать бывший глава «Капиталбанка» Сергей Осипов, который уже больше двух лет сидит за преступление, которого, возможно, не совершал. Об этом говорят факты, приведенные адвокатом предпринимателя Дмитрием Коновым.

Дело в том, что заявление на Осипова, которого судят за мошенничество на 700 млн рублей, написал именно Мирошников, пишет ПАСМИ. При этом поданный тогда еще представителем АСВ документ в ходе расследования нигде не фигурировал, а появился лишь после передачи дела в суд.

Изначально дело о хищениях в «Капиталбанке» было возбуждено в отношении неустановленных лиц: заявление подала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Заявление Мирошникова с конкретным указанием на виновность Осипова появилось спустя несколько месяцев. При этом все свидетели, давшие тогда показания против главы банка, в суде свои слова не подтвердили.

Помимо странности самого появления заявления Мирошникова, адвокаты Осипова нашли в нем множество нарушений: во-первых, по их словам, Мирошников не указан следователем как заявитель преступления ни при предъявлении Осипову обвинения, ни в ходатайстве о заключении его под стражу. Кроме того, в заявлении Мирошникова отсутствует отметка о предупреждении об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, что является нарушением ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса. Также следствие проигнорировало ст. 144 УПК, согласно которой при проверке сообщения о преступлении следователь получает объяснения заявителей:  ни сам Мирошников, ни его подчиненные по заявлению допрошены не были.

Защита Осипова задается вопросом, почему именно Мирошников сделал заявление о преступлении и почему следователь не проверил доказательным путем обоснованность обвинения последнего в причастности Осипова к хищениям по кредитам. Вызывает подозрения у адвоката и адресат заявления Мирошникова — начальник полиции ГУ МВД по Ростовской области Александр Щур. По мнению Дмитрия Конова, гораздо логичнее было бы направить сообщение о преступлении следователю, в производстве которого находилось дело о хищениях в «Капиталбанке», о чем АСВ уведомили сразу после возбуждения дела. Также было бы понятно, если бы заявление было написано на имя начальника Ростовского управления МВД или главы Следственного управления полиции региона. 

По предположению адвоката, заявление умышленно было направлено полковнику Щуру, который руководил не следователями, а оперуполномоченными, с целью не светить заявление Мирошникова, а сделать на его основе рапорты оперативников. Это, как поясняет Конов, позволило ввести прокурора и суд в заблуждение о наличии оснований для предъявления ему обвинения.

Интересным представляется и тот факт, что один из пяти необеспеченных кредитов, за выдачу которых обвинен Осипов, получила аффилированная с Мирошниковым компания ООО «Вектор права».

Здесь ПАСМИ упоминает Алексея Хотина и банк «Югра», для которого консультантом было назначено и вышеупомянутое ООО «Вектор права». Как следует из материалов по делу Черкалина, подбор внешних юридических консультантов для проблемных банков в АСВ курировал именно Мирошников. По данным источников РБК, «Вектор права» мог быть аффилирован с Мирошниковым и Черкалиным через советника дирекции компании Владимира Акаева. Все трое, как предполагает издание, являются друзьями.

«Все это позволяет предположить злонамеренный сговор владельцев банка из Прибалтики с правоохранителями и Мирошниковым, которому содействовал Черкалин. Не исключено, что Черкалин и Мирошников могли вымогать деньги у банкиров, и им заплатили  путем выдачи невозвратного кредита на 144 млн рублей компании «Вектор права»», — цитирует ПАСМИ слова адвоката Сергея Осипова.

В материале Первого антикоррупционного отмечается, что Мирошников упоминается в прессе и в связи с другими банками. Так, например, о группе сотрудников АСВ, которые якобы вымогали у него 350 млн долларов, заявлял бывший владелец «Межпромбанка» Сергей Пугачев.  

Новости
Журналистские расследования