Фото: © ПравозащитникИнфо
Администрация Орла на непонятных правовых основаниях выселила из муниципального помещения общественный фонд «Профилактико-адаптационно-реабилитационный комплекс «Парк Преображение», против руководителя фонда возбуждено очень странное уголовное делоОбщественный фонд «Парк Преображение» ведет свою историю с 2008 года. Он «прописан» в Орле, однако известен и далеко за его пределами. Направлений деятельности у фонда множество: профилактическая и просветительская работа среди молодежи, реабилитация наркозависимых, помощь в их социальной адаптации. Не ограничивая себя какими-либо площадками и форматами, волонтеры фонда проводят лекции, тренинги и семинары в образовательных и лечебных учреждениях. Не забывают общественники и про пожилых людей. Еще один огромный пласт деятельности – работа с заключенными. В общем, всего и не перечислишь…
«Свою работу мы строим исключительно на научной основе», — подчеркнул руководитель фонда Василий Паскару. — «Все программы, материалы и методики, которые используются в нашей работе, апробированы. Они доказали свою эффективность».
Важный момент: со временем при фонде были созданы еще несколько общественных организаций — «Империя спорта», «Трезвый Орел», «Здоровый Орел». Под патронажем общественников проводятся международные турниры по мини-футболу и настольному теннису. Название этих соревнований говорит само за себя: Кубок трезвости «Общее дело».
Казалось бы, чиновники должны буквально на руках носить таких энтузиастов. Холить их, лелеять, пылинки с них сдувать. Ведь они, по сути, выполняют работу за государство, но при этом не требуют за нее ни копейки бюджетных денег. Да и президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ прямо указал государственным мужам на необходимость поддержки НКО, выполняющих социально значимую работу.
«Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке предпочтения исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Давайте прямо скажем, у них еще глаз не замылился, очень важно сердечное отношение к людям. И давайте вместе держать эти вопросы под особым контролем», — сказал глава государства Российского.
Однако, похоже, руководство администрации Орла это мнение национального лидера не разделяет: иначе как объяснить тот факт, что городские власти фактически выставили фонд «Парк Преображение» из муниципального помещения, в котором он работал практически семь лет?
Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
Вот Бог, а вот порог…
Как следует из документов, предоставленных в распоряжение редакции руководителем фонда «Парк Преображение» Василием Паскару, Городской Совет народных депутатов принял решение № 67/1207-ГС, согласно которому общественному фонду для ведения уставной деятельности с 1 июля 2015 года на пять лет передается в безвозмездное пользование помещение в доме № 5 по улице Андрианова. Администрация Орла заключила с фондом соответствующий договор. Казалось бы, ничего не предвещало беды…
Василий Паскару рассказал, что 15 апреля 2016 года Управление муниципального имущества и землепользования Орла (УМИЗ) направило в адрес фонда уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования помещением в одностороннем порядке. И попросило фонд, что называется, на выход. Официальная формулировка — «в связи с возникшей необходимостью использования помещения для решения вопросов местного значения (размещение городского общеобразовательного центра психолого-педагогической медицинской социальной помощи)». При этом адекватных вариантов для замены, по словам руководителя фонда, предложено не было».
Такое решение местной власти вызывает, мягко говоря, недоумение. Как рассказал Василий Паскару, он не получил от представителей администрации никаких внятных объяснений, почему «для решения вопросов местного значения» понадобилось именно помещение, занимаемое фондом? Ведь без офиса работа организации, в ежедневном режиме решающей важнейшие социальные вопросы, будет фактически парализована. Меж тем, свободных помещений в городе, которые вполне могли бы подойти для заявленных нужд — пруд пруди: это подтверждается официальными перечнями такого имущества (есть в распоряжении редакции).
О возможных причинах таких действий местной власти поговорим чуть позже, а пока попытаемся разобраться: есть ли у муниципалитета правовые основания для того, чтобы взять и просто так вышвырнуть общественный фонд «Парк Преображение» улицу?
Хозяин — барин
Администрация Орла обосновывает свои действия тем, что, согласно положениям договора между муниципалитетом и фондом «Парк Преображение», возможно расторжение означенного договора в одностороннем порядке при возникновении у собственника нужды в помещении. Однако Василий Паскару считает, что подобные действия муниципалитета идут вразрез с действующим законодательством. Дело в том, что п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, на котором базировалось положение о возможности расторжения договора в одностороннем порядке, утратил силу с 1 июня 2015 года (Федеральный закон от 08.03.2015 г. №42-ФЗ). Следовательно, ссылка на эту норму не может считаться состоятельной.
Однако фонд не освободил помещение (которое, к слову, было отремонтировано за счет родителей подопечных и средств Фонда) — организации попросту некуда было съезжать. УМИЗ администрации Орла обратилось в Арбитражный суд Орловской области, и 20 декабря 2016 года суд вынес решение в пользу истца. То есть, предписал общественному фонду «Парк Преображение» освободить занимаемый офис в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Что интересно: в своем решении, принятом в конце 2016 года, Арбитражный суд Орловской области ссылался, в том числе, и на п. 3 ст. 450 ГК РФ, утративший силу с 1 июня 2015 года!
Василий Паскару обжаловал данное решение, однако апелляционная инстанция оставила его в силе. Но выезжать-то было некуда! И фонд продолжал работать в занимаемом помещении.
Сведение счетов?
Абсурдность описываемой ситуации очевидна многим — как в Орле, так и в Москве. За фонд вступались и депутаты Госдумы, и представители Общественной палаты РФ, и члены Совета по правам человека при президенте России. Василий Паскару написал жалобу Владимиру Путину — и в администрации президента поручили правительству области разобраться в происходящим. Однако ситуация не сдвигалась с мертвой точки…
Впрочем, нет: подвижки все же случились. В начале лета 2018 года в отношении Василия Паскару было возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). Не будем, пожалуй, дискутировать о достаточности правовых оснований для возбуждения этого дела. Однако есть интересный факт: 30 мая 2018 года в правительстве Орловской области прошло совещание, на котором вроде бы наметились пути решения проблемы. Василий Паскару после этого направил в УМИЗ г. Орла письмо с просьбой приостановить исполнительное производство и сообщить об альтернативных помещениях, которые могут быть предоставлены фонду. А 13 июня против Паскару возбуждается уголовное дело.
Думаете, это совпадение?
Дальше — интереснее. Решение суда все-таки было исполнено: 10 сентября 2018 года Василий Паскару передал помещение по акту представителям УМИЗ. В связи с этим 11 октября 2018 года мировой судья счел возможным освободить руководителя фонда «Парк Преображение» от уголовного преследования. Однако прокуратуру Советского района Орла такое решение не устроило: 19 октября она направляет апелляционное представление, в котором требует «вернуть дело на новое рассмотрение в ином составе суда». Итог — Василий Паскару вновь стал обвиняемым: 8 апреля состоится заседание суда…
Не беремся судить, прав ли прокурор с юридической точки зрения. Но как понять его с человеческой позиции? Решение суда исполнено. Кому и зачем нужно новое дело против Паскару?
Если посмотреть на фото и видеозапись, сделанные 4 апреля 2019 года, возникает вопрос: где же городской общеобразовательный центр психолого-педагогической медицинской социальной помощи? Ведь по официальной версии, именно из-за него была затеяна эта нелепая «война»…
Василий Михайлович уверен: дело совсем не в помещении. У общественника, имеющего на все свою точку зрения и не боящегося высказывать ее прямо в глаза, не всегда складывались отношения с представителями власти, в том числе и с некоторыми высокопоставленными сотрудниками правоохранительных органов. И Василий Паскару предполагает, что причина всех описываемых событий лежит именно в этой плоскости.
«Человека попросту выбили из колеи…»
Ситуацию прокомментировал правозащитник, член СПЧ и экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:
«Я этой темой занимаюсь более двух лет. Был в регионе, встречался с региональным уполномоченным по правам человека, губернатором, защитниками фонда. Писали мы и в Генеральную прокуратуру, полпреду президента в ЦФО и в другие инстанции, которые могли бы способствовать решению вопроса. Однако подвижек нет, идут судебные разбирательства, в которых региональная прокуратура заняла жесткую позицию. Я же предполагаю, что во всей этой ситуации есть какой-то элемент недоговоренности. Когда я беседовал с представителями областной власти, они загадочно отводили глаза и говорили, что к Василию Паскару есть претензии по линии силовых структур: мол, приглашал представителей каких-то сомнительных религиозных организаций с Украины. Также его упрекают в использовании нетрадиционных методик и недостаточном контакте с правоохранительными органами. Не могу судить, насколько эти претензии справедливы, однако считаю, что Василию Михайловичу нужно это учесть и более тесно взаимодействовать с официальными структурами».
Вместе с тем, по словам Александра Брода, он слышал много хороших отзывов о работе фонда «Парк Преображение» — такая информация есть в интернете, об этом говорится в письмах родителей тех детей, которым Василий Паскару помог встать на правильный путь.
«Я считаю, что органы власти Орловской области не очень внимательно отнеслись к этому человеку», — говорит Александр Брод. — «Он человек религиозный, совестливый, очень переживает, что в отношении него идут судебные процессы. Возглавляемый им фонд, выполняющий социально значимую работу, лишен помещения, и непонятно, почему это помещение у него отобрали. Ребром стоит вопрос о новом офисе: насколько мне известно, какие-то помещения фонду предлагаются, но они его не устраивают. И самое главное – я не вижу открытого диалога власти с Василием Паскару, не вижу желания чиновников ему помочь. Губернатор Орловской области Андрей Клычков пообещал, что возьмет ситуацию под контроль, но...».
По мнению Александра Брода, сложно понять и позицию прокурора, настаивающего на уголовном преследовании Василия Паскару даже после того, как фонд исполнил решение суда и освободил помещение.
«В своих выступлениях Генпрокурор России Юрий Чайка подчеркивал, что одна из главных функций прокуратуры — правозащитная», — сказал Александр Брод. — «При этом мы видим, как человек взял на себя работу, пожалуй, с самой трудной категорией молодежи. Казалось бы, прокуратуре наоборот нужно искать пути сотрудничества с таким человеком, приглашать на обсуждение проблематики: мы же знаем, что алкоголизм и наркомания процветают в молодежной среде. Но вместо этого человека попросту выбили из колеи, и последние два года он вынужден уделять внимание не столько текущей деятельности, сколько войне с силовиками и защите своего доброго имени».