20 июня 2020 20:20:27
1386
Автор: Антон Стариков
Дело Ефремова: от сочувствия к неприятию

Фото: https://bisocnet.com

Складывается впечатление, что защитники актера только настраивают против него общество

С момента пьяного ДТП с актером Михаилом Ефремовым, произошедшего вечером 8 июня, прошло всего 11 дней, а кажется, что уже очень долго. Количество написанного, сказанного и показанного на тему этой аварии как-то отдаляет во времени и само событие. Вот в ленте появились первые новости о ДТП, за ними первые посты друзей и знакомых Михаила Ефремова — людей известных. Осуждающих, сочувствующих, предлагающих собрать деньги семье погибшего. Атмосфера растерянности и шока. Вот результаты экспертизы, помимо алкоголя обнаружившей в крови актера не только алкоголь, но и наркотики. Вот Соловьев, обзывающий Ефремова «либерастной сволотой», родственники погибшего, принимающие участие в программе Малахова и дальше, дальше…

Первая реакция на ДТП с Ефремовым была ожидаемо осуждающей. Но осуждали все по-разному. Одни настойчиво требовали надолго засадить виновника, и писали в комментариях про распоясавшуюся элиту. С каким-то особенным остервенением, будто даже радовались случившемуся. Другие тоже говорили о неминуемом наказании и отсутствии оправданий, но без злорадства и проклятий. Люди, близко знающие актера, или состоящие с ним в дружеских отношениях, сочувствовали. И говорили, что виновен, должен понести наказание. Были и те, кто понимал, что Ефремов виноват, но просто молчали, как, например, Дмитрий Быков. Сам актер тоже был в шоке.

Потом появилась запись с извинениями, которую многие сочли фальшивой и ненужной. Вряд ли актер, извинявшийся перед родными Захарова, говорил неискренне, но от просмотра видео действительно появляется ощущение, что Ефремов работает в кадре. Профессия сыграла злую шутку. «Слава богу, мама моя не увидела», «это не кино, назад уже ничего не перемотаешь». Наверное, в этом месте и возникала мысль, что кино.

После видео регистр отношения к происходящему стал как-то незаметно меняться. «А кстати, вы вообще помните, чтобы кто-нибудь из НИХ попросил прощения хоть за что-нибудь», — поинтересовался Виктор Шендерович, припомнив, что «давили людей бронированными «мерсами» — на встречке и пешеходном переходе, по пьяни, случайно и для забавы».

Под «они», вероятно, подразумеваются люди, так или иначе связанные с властью.

Ну а дальше в Сети начали появляться разные конспирологические версии о том, что Ефремова якобы подставили вездесущие силовики, что-то подмешавшие ему в алкоголь. Договорились чуть не до того, что пьяного до беспамятства актера могли посадить за руль собственного «Джипа» уже после ДТП, а машину вели другие люди. Хотя с самого начала было установлено, что в автомобиле виновник аварии был один. Особо рьяные обитатели соцсетей на «ура» подхватили гипотезу о возможном заговоре спецслужб против оппозиционера, обличающего власть с помощью едкой политической сатиры. Казалось бы, «как тут отмажешься, когда все всё видели?» — это слова самого Ефремова. А вот поди ж ты…

Параллельно со вбросами о кознях товарищей в штатском начались рассказы о печальной судьбе актера и нехорошем окружении, которое якобы видело, как человек спивается и спокойно на это смотрело. Стало быть, окружение тоже виновато в случившемся и пусть не снимает в себя ответственности? В свете этого Ефремов представал чуть ли не мучеником. Разговоры эти выглядели настолько нелепо, что над ситуацией стали откровенно издеваться.

«Виноваты все. Общество, которое допустило травлю Михаила. Мы, не защитившие его от хронической токсичности русского народа по отношению к своим пророкам. Правоохранительные органы, не преследовавшие многочисленных критиков и недоброжелателей Актёра. Должен ли он один нести этот крест?» — написало сатирическое ИА «Панорама», опубликовавший новость о том, что деятели искусства подписали коллективное письмо о прекращении преследования Ефремова.

Апогеем этого театра абсурда стал пост Андрея Орлова (поэт Орлуша), евангелием разлетевшийся по Facebook.

«Я видел его, поверьте, всяким. Красивым и уродливым, великим и низким, умным и глупым, талантливым и бездарным.
Никогда не видел я Ефремова мелочным, жадным, подлым или лживым. Ни-ко-гда. Я видел его забывшим, как зовут его самого и меня, и друзей, и самых близких, и отца родного. Пусть кто-то из резвящихся сейчас мемуаристов скажет, что с ним самим (не с Ефремовым, а с ним самим) такого не бывало. Я видел его в ситуациях, когда он, Миша, совершал благороднейшие поступки «просто так», для прикола. Для прикола, по определению невозможного и не вообразимого большинству из тех, кто сегодня вспоминает «Ефремовские куражи». Вам, гагары, недоступно…».

Далее что-то про похороны близких друзей и про то, что всякий, включая и самого Орлушу, может «улететь где-то под Комарово в овраг в чьей-то пьяной «копейке». Да, еще есть о том, что в день похорон Захарова ефремовский товарищ якобы не поленился и доехал до сельского кладбища под Рязанью. Все эти философские рассуждения сопровождаются обильным матом (видимо, для усиления эффекта). Читая их, испытываешь какой-то испанский стыд. Будто стоит Орлуша и говорит все это на поминках Сергея Захарова, а не пишет у себя на страничке в Facebook. Неужели человек с литературным чутьем и обостренным чувством пошлости мог выдать нечто подобное?

Стоит ли говорить, что вышеописанное мало способствует сочувствию к Ефремову. В разговорах об этой истории среди здравомыслящих людей все чаще фигурирует слово «противно». И негатив уже вызывает не столько сам актер, сколько развернувшаяся вакханалия и старания заступников актера. Многим из тех, кому сегодня уже противно, еще вчера было искренне жаль и талантливого человека, попавшего (хоть и по собственной вине) в страшную беду, и его невинную жертву. Одного уже не вернешь, а другому предстоит тяжелое испытание — долгий тюремный срок.

Но вот уже адвокат семьи погибшего Александр Добровинский заявляет, что никакого реального наказания Михаил Ефремов, скорее всего, не понесет: «Получит 6-7 лет условно. Известный актер. Неужели кто-то пойдет наперекор. Когда я это сказал вчера публично, то никаких особых возражений я не получил ни от коллег, ни от знакомых. В общем, более-менее как-то все согласились».

А что бы было, если бы Ефремов и «хороший мужик» из Рязани поменялись местами? Ответ, увы, слишком очевиден. Виновный, вероятнее всего, надолго бы отправился на зону и дожидался бы суда не под домашним арестом, а в СИЗО.

«Ryazan Lives Matter, и Efremov Life Matters», — написал Орлуша. Но это там, в далеких странах, где говорят по-английски и закон один на всех. У нас «некоторые все-таки равнее». Этот тезис подтверждался много раз, но будет очень печально, если он еще раз подтвердится на Михаиле Ефремове. Тогда уж общественность с полным правом, наверное, скажет: все они одним миром мазаны! И власть, убивающая людей на встречке черными «мерсами», и обличители, гневно показывающие на нее пальцем.

Новости
Журналистские расследования