Фото: из открытых источников
Сегодня получило продолжение резонансное дело о сожжении Корана, совершённом в мае жителем Волгограда Никитой ЖуравелемУполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила, что Журавель пожаловался ей на избиение в СИЗО сыном главы Чечни Рамзана Кадырова. Согласно показаниям обвиняемого после встречи с главой республики его сын Адам Кадыров задержался, чтобы остаться с подследственным наедине, и нанёс несколько ударов по рукам и ногам Журавеля.
Москалькова попросила уполномоченного по правам человека в Чеченской республике Мансура Солтаева провести тщательную проверку по данной жалобе и медицинское освидетельствование Журавеля. В аппарате чеченского омбудсмена подчеркнули, что никто не может быть подвергнут истязаниям и пообещали провести проверку с конкретными результатами.
Ситуацию изданию «ПравозащитникИнфо» прокомментировал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. Эксперт напомнил, что сообщения о сожжении Корана в Волгограде появились в конце мая и вызвали большой общественный резонанс. Данные действия, по словам Брода, подпадают под ч.2 ст. 148 УК РФ об оскорблении религиозных чувств верующих.
«У нас не Швеция, где поощряются подобные акции вандализма. Мусульмане воспринимают их весьма болезненно. Тем более, выяснилось, что задержанный осуществил данную акцию по указанию спецслужб Украины за вознаграждение в размере 10 тысяч рублей, а видеозапись была передана сотруднику СБУ. Естественно, такие «подвиги» вызвали общественное возмущение, и все ждали объективного расследования и вынесения приговора в рамках правового поля. Но далее начались непонятные вещи. Правовые эксперты утверждали, что следствие должно было бы вестись по месту совершения преступления или его следовало передать в центральный аппарат СК РФ в силу особой значимости и резонансности. Но дело передаётся в Чеченскую Республику якобы потому, что были многочисленные обращения от жителей региона, посчитавших себя оскорбленными. Кстати, когда задержанного доставили в республику, на улицах были толпы достаточно сурово настроенных жителей. И вот опасения сбываются? Как известно, этим вопросом уже занимается федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Не может не возникнуть вопрос: на каком правовом основании в СИЗО оказались глава Чеченской Республики с сыном? В каком статусе и какое отношение они имеют к следственным действиям? И если избиение имело место, то как оно будет квалифицировано, или на этот факт закроют глаза? К сожалению, вся эта история с самого начала не прибавляет авторитета нашей системе права. Остаётся наблюдать за ходом проверки и правовой реакцией», — заключил Александр Брод.
Адвокат Никиты Журавеля Александр Серебряников ранее называл передачу дела чеченским следователям неправомерной. Соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов подчёркивал, что исключение из принципов подсудности предусмотрено лишь для иностранных граждан, действовавших против интересов России. В случае с жителем Волгограда подобных правовых оснований нет. При этом чеченские правоохранители намерены судить Журавеля на территории республики и отправить для отбывания наказания в чеченскую тюрьму, а омбудсмен Мансур Солтаев также призывал открыть уголовное дело по статье о госизмене.