Конституционный суд РФ посчитал незаконным отказ в доступе к медицинским документам родственникам умерших пациентов

В КС РФ было рассмотрено дело жительницы Кирова, муж которой лечился в Кировском НИИ гематологии и переливания крови. Кроме того, он проходил обследование в Израиле. После гибели пациента израильские врачи предположили, что виной гибели пациента стало неправильное его лечение в России. Вдова направила запрос в НИИ о предоставлении ей всей медицинской документации, но медики ей отказали по причине обязанности по закону хранить врачебную тайну. Женщина попробовала оспорить отказ в прокуратуре, но ни в прокуратуре, ни впоследствии в судах не увидели оснований для пересмотра решения медицинского учреждения. Верховный суд также отказал вдове в удовлетворении ее требований. 
​КС РФ посчитал, что решение НИИ должно будет пересмотрено. Согласно позиции Конституционного суда информация об умершем человеке представляет для его родственников большое значение, а отказ в ее предоставлении существенно затрагивает их права. По мнению конституционных судей, больницы и клиники обязаны выдавать полную информацию и о ходе лечения и причинах смерти пациента по требованию его родных. Родственники вправе делать копии медицинских документов на бумажных или электронных носителях. Врачи могут сослаться на врачебную тайну только в одном случае — если пациент при жизни письменно запретил раскрывать сведения о его здоровье. 

​В итоге ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции РФ в этой части. Госдуме теперь в ближайшее время предстоит поправить закон и определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента. А пока этот вопрос не решен законодательно, медицинские учреждения обязаны по требованию близких родственников и членов семьи умершего пациента и других лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего.

Новости
Журналистские расследования