Фото: ПравозащитникИнфо
Комитет Лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к собственнику домовладения, самовольно занявшему земли лесного фонда по соседству с ним, и потребовал его освободить лесной участок, а также произвести демонтаж забора и строений, расположенных на нёмБыло установлено, что гражданин бе согласования и разрешений местных властей огородил забором земли лесхоза площадью 250 кв.м, построил на них баню и уборную.
Ответчик пояснил в суде, что он на протяжении многих лет облагораживал спорный участок и возвел на нем строения. Но суд не посчитал, что облагораживание леса могло повлечь право собственности на участок, принадлежащий местным властям. Землеустроительная экспертиза подтвердила, что границы домовладения ответчика включают себя земли лесного фонда. В райсуде посчитали доказанным, что граждан действительно незаконно занял земли лесного фонда и обязал его обеспечить демонтаж забора и строений, расположенных на нём.
В апелляции и кассации подтвердили, что неправомерный захват ответчиком земель лесного фонда не влечет перехода права собственности на земли.
Напомним, по ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь (в том числе недвижимая), которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (15 лет открытого владения для недвижимости и 5 лет — для движимого имущества).
В данном случае лесные земли юридически имели хозяина в виде местных властей, и поэтому владелец не мог получить на них право собственности в силу приобретательной давности.