Фото: RFE/RL/Юрий Тимофеев
Жертвы политических репрессий потребовали жилья в Москве через КС РФДети жертв политических репрессий направили жалобу в Конституционный суд РФ с требованием пересмотреть утвержденный в столице порядок предоставления жилья в Москве репрессированным гражданам и членам их семей. Граждан, чьих родителей лишили недвижимости в Москве в сталинские времена, ставят в общую очередь ожидания предоставления жилья, а также требуют, чтобы они проживали в данном регионе 10 лет.
Жалобу в КС РФ подали жительницы Кировской и Владимирской областей Алиса Мейсснер и Елизавета Михайлова. Их родители проживали в Москве, но в 1940-е годы были репрессированы. После отбытия наказания им запретили проживание в столице и Московской области. Согласно ст. ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» члены семей репрессированных должны быть обеспечены жильем в случае возвращения на прежнее место жительства. По этому закону им следует зарегистрироваться в общей очереди в том регионе, откуда выслали их родителей. Однако заявительницы не могут претендовать на получение жилья в Москве, поскольку в столице действует закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», согласно которому претенденты на социальное жилье должны проживать на территории Москвы десять лет. Между тем, проживать заявительницам в Москве негде, поскольку жилья им государство не предоставило.
И даже если бы их поставили «на очередь», то квартиру они дождались бы по общей очереди не ранее, чем пока каждой исполнилось бы 100 лет. А все потому, что с 2004 года право на первоочередное получение жилья репрессированным гражданам (и членам их семей) заменили на возможность встать в общую очередь по правилам, действующим в каждом регионе.
22 октября 2019 года Конституционный суд РФ рассмотрит жалобу заявительниц на нормы законов «О реабилитации жертв политических репрессий» и «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и даст правовой ответ на вопрос, обязано ли государство в особом порядке решать вопрос о соразмерной имущественной компенсации за незаконные государственные решения, из-за которых репрессированные были лишены жилья.