Сегодня в делах взыскания морального ущерба истцы, как правило, идут, как по полю чудес в сказке про Буратино, – неизвестно, что получишь в итоге и вообще получишь ли что-то от судов. Однако есть положительные подвижки – на днях председатель Совета судей России Виктор Момотов пообещал, что Верховный суд России в своей практике будет ориентировать суды на повышение размеров компенсаций морального вреда.

В интервью Российской газете он сообщил, что «недавно высшая судебная инстанция впервые самостоятельно определила размер компенсации морального вреда». По некому уголовному делу гражданин более 3 лет просидел за решеткой незаконно, и ему была назначена выплата морального вреда в размере 150 тысяч рублей. Верховный суд РФ не согласился с такой суммой и присудил гражданину 2 миллиона 366 тысяч рублей в порядке компенсации лишения его права на свободу. В. Момотов сообщил, что практика «крайне осторожного взыскания компенсаций будет меняться в сторону разумности и пропорциональности – это уже начинает происходить на наших глазах».

Это очень важный момент для восстановления справедливости и реальной сатисфакции интересов – чтобы не только вырос размер компенсаций морального вреда, но также появились четкие критерии к суммам возмещения, которым будет следовать судебная практика по всей России. В некоторых случаях, к примеру, когда ребенка избили сверстники и сломали ему нос, реальные суммы понесенных убытков могут быть незначительны (если родители пользовались услугами бесплатной медицины, а так чаще всего и бывает), чего не скажешь о перенесенных ребенком страданиях, боли, нарушениях сна из-за проблем с дыханием, волнений и психических переживаний и т.д. Сейчас это квалифицируется как легкий ущерб здоровью  (если перелом без смещения), и суд может вообще отказать  в компенсации морального вреда родителям. В итоге решение родителей обратиться в суд с гражданским иском напрямую зависит от того, какая практика взысканий морального ущерба по таким делам. На данный момент свыше 100-150 тысяч рублей судебных компенсаций рублей за перелом носа со смещением не назначалось, при этом ни о какой гарантии, что именно в текущем деле конкретный судья такую сумму посчитает разумной и справедливой, не может идти и речи.

Новости
Журналистские расследования