Фото: ПравозащитникИнфо
В Петрозаводске суд вынес приговор пенсионеру органов прокуратуры, освободив от наказания и отказав гособвинителю в рассмотрении искаСудья Петрозаводского городского суда Республики Карелии Степан Сергеев отказал прокуратуре Карелии в рассмотрении иска к пенсионеру органов прокуратуры Инессе Кузнецовой о взыскании денежных средств в пользу государства. Кроме того, прокурор Дмитрий Пшеницын, сын заместителя главы республики Карелия по взаимодействию с правоохранительными органами Александра Пшеницына, просил назначить женщине наказание в виде 2 лет лишения свободы с содержанием в колонии общего режима. Суд не согласился с позицией государственного обвинителя и освободил подсудимую от наказания.
Следователи задерживали, суды – возвращали с нарушениями
Прокуратура Республики Карелии за последний год участвовала в процессах над своими бывшими коллегами трижды. Троих пенсионеров органов прокуратуры обвиняли в мошенничестве с социальными выплатами. Все подсудимые имели старшие прокурорские чины и были из числа руководителей. Сначала предъявили обвинение бывшему прокурору Кемского района Республики Карелия. Его уголовное дело рассматривалось в суде порядка 2 лет. Судья Петрозаводского городского суда Елена Голяева возвратила уголовное дело прокурору для производства дополнительного расследования, так как в ходе следствия были выявлены грубые нарушения закона. Со второй попытки судья Мария Виссарионова вынесли приговор – год принудительных работ. Суд апелляционной инстанции смягчил наказание и назначил штраф.
Одновременно в суде рассматривали дело бывшего прокурора Калевальского района Республики Карелии. Несмотря на схожие обстоятельства судья Петрозаводского городского суда Наталья Соколова оказалась более суровой и назначила экс-прокурору наказание в виде принудительных работ сроком на 2 года – апелляционная жалоба пенсионера прокуратуры находилась на рассмотрение в Верховном Суде Республики Карелия, но судья Олег Гудков 26 марта 2025 года вернул уголовное дело в суд первой инстанции для устранения замечаний по процессуальным вопросам.
Последние полтора года рассматривали и уголовное дело еще одного карельского пенсионера органов прокуратуры — Инессы Кузнецовой. Суть обвинения сводилась к тому, что, имея дом в Беломорском районе Карелии и проживая при этом в Петрозаводске, она получала повышенный коэффициент.
Уголовные дела экс-прокуроров расследовались сотрудниками Следственного комитета Карелии, все – с нарушением сроков уголовного судопроизводства — порядка года: нарушения законодательства в карельском следкоме бывали. Потом полтора-два года рассматривались в Петрозаводском городском суде. Потерпевшей по всем уголовным делам выступала Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Помощник председателя суда – главный свидетель обвинения
Пенсионеры прокуратуры не признали вину и говорили об ошибках, которые допускали сотрудники службы пенсионного обеспечения надзорного ведомства. Они считали, что причиной переплаты явилось незнание кадровиками норм трудового законодательства, неправильное оформление документов и несовершенство законодательства в отношении пенсионеров органов прокуратуры.
Главным свидетелем обвинения по уголовным делам карельских прокуроров, оказавшихся на скамье подсудимых, стала помощник председателя Петрозаводского городского суда Анна Евстифеева. Именно она в 2017-2018 годах, когда совершались преступления, занималась в прокуратуре Республики Карелия оформлением и начислением пенсионных выплат. Как раз в этот период времени, по мнению следствия, у прокуроров образовался долг перед государством и все трое оказались на скамье подсудимых.
Кроме того, потерпевшей стороной являлась Генеральная прокуратура Российской Федерации, представителем которой в суде выступила прокуратура Республики Карелии. Эта же прокуратура представляла государственное обвинение.
На 2 года — в колонию общего режима
Любопытно, что именно женщине, единственной из трех прокуроров, оказавшихся на скамье подсудимых, государственный обвинитель запросил наказание в виде реального лишения свободы. При этом у подсудимой была наименьшая сумма ущерба – 259 тыс. рублей, еще до направления уголовного дела в суд она единственная, кто добровольно возместил разницу районного коэффициента между Беломорским районом и городом Петрозаводском, где фактически проживала.
Помощник прокурора республики Дмитрий Пшеницын (бывший коллега Кузнецовой, проработавший с ней не один год в прокуратуре г. Петрозаводска), попросил отправить подсудимую на 2 года в колонию общего режима. Но суд принял другое решение: посчитал, что государственным обвинением не доказана вина подсудимой в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, переквалифицировал ее действия на более мягкую статью и освободил от наказания за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Также суд оставил без рассмотрения иск прокуратуры Республики Карелия. Кстати, иск о возмещении ущерба был заявлен именно прокуратурой Республики Карелия, а не Генеральной прокуратурой РФ — уже в судебном заседании, почти через 2 года после возбуждения уголовного дела. Как получается – незаконно?
Год расследовали, полтора – рассматривали
В беседе с изданием «ПравозащитникИнфо» сторона защиты высказала мнение, что прокуратура Карелии, направляя уголовное дело в отношении Инессы Кузнецовой в суд и поддерживая государственное обвинение не могла не понимать, что «утяжеление» обвинение явно не было основано на законе. Но закрыла глаза на нарушения и вменила ей более тяжкую статью.
«Причина квалификации действий по более тяжкой статье в нашем случае очевидна, — сообщил адвокат Кузнецовой. — Они связаны с тем, что по статье, которую изначально вменяли моей подзащитной, давно истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. И следователь Следственного Комитета РФ по Республике Карелия с согласия прокуратуры Республики Карелия вменили более тяжкую статью, понимая, что для них это никаких негативных последствий не повлечет. Расследовали уголовное дело 11 месяцев, постоянно продляя сроки с согласия надзирающего прокурора и руководства Следственного комитета республики. Потом судья Петрозаводского городского суда еще полтора года рассматривал это уголовное дело. При том, что с самого начала было очевидно, что суд исключит «лишнюю» квалификацию и прекратит уголовное преследование. На оправдательный приговор в первой инстанции мы не надеялись: судебный процесс шел явно с обвинительным уклоном. После составления приговора в полном объёме нами будет подана мотивированная апелляционная жалоба».
Верховный Суд РФ защитил пенсионеров
На днях Верховный Суд РФ кассационным определением прекратил уголовное преследование в отношении бывшего воркутинского судьи Дмитрия Тимошенко, осужденного к 2 годам лишения свободы за мошенничество с пенсионными выплатами.
Из материалов уголовного дела следовало, что в 2012 году Тимошенко назначили пенсию с применением районного коэффициента и северной надбавки, после чего он уехал жить в Таганрог, но остался прописан в Воркуте. За это время судья получил 24 млн рублей пенсионных выплат. Суд первой инстанции приговорил своего коллегу к 2 годам лишения свободы с содержанием в колонии общего режима. В апелляции приговор изменили и наказание постановили считать условным – судью выпустили из колонии. И вот 24 апреля 2025 году, на следующий день после оглашения приговора Инессе Кузнецовой, Верховный Суд Российской Федерации заявил: состава преступления в действиях пенсионера нет. Высшая судебная инстанция посчитала, что «действующее законодательство не содержит правовых норм, обеспечивающих такую ясность и правовую определенность, когда действия судьи в отставке, не уведомившего в письменном виде Управление Судебного департамента о наступлении факта, влекущего прекращение выплат ежемесячного пожизненного содержания, образует состав умышленного преступления – мошенничества».
Верховный Суд обратил внимание на то, что отсутствуют законодательные нормы, позволяющие государственному органу самостоятельно обеспечивать реализацию положений о том, что выплаты по коэффициентам и надбавкам осуществляются только при условии проживания в местности, где такие коэффициенты предусмотрены. Судебная коллегия по уголовным делам напомнила в решении, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК, толкуются в пользу обвиняемого и что добросовестное заблуждение судьи Тимошенко об отсутствии необходимости письменного обращения с заявлением в Судебный департамент о прекращении выплаты в связи с переездом в другой регион являются гражданско-правовыми отношениями и не образуют состава преступления.
Верховный суд РФ приговор отменил, уголовное дело прекратил в связи с отсутствием в действиях Дмитрия Тимошенко состава преступления. Признал за ним право на реабилитацию.
Это судебное решение наверняка станет переломным в практике осуждения пенсионеров правоохранительных структур, судебных и надзорных органов. И возможно положит начало новой практике – предъявления исков к конкретным должностным лицам за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Чтобы вред, причиненный в результате незаконного уголовного преследования, возмещался не государством, а конкретным следователем и прокурором. И не за счет казны Российской Федерации, а из личных средств виновных.
Что не так в прокуратуре Карелии?
История с пенсионерами органов прокуратуры Карелии пока еще не закончилась. Все осужденные прокуроры подали апелляционные и кассационные жалобы на судебные решения. По одной из жалоб Верховный суд Карелии приговор уже изменил – в пользу экс-прокурора.
Кроме того, в правоохранительных органах Республики Карелии находятся еще несколько материалов проверки в отношении других карельских прокуроров, и тоже по подозрению в совершении преступлений с пенсионными выплатами.
Что не так в прокуратуре Карелии? Почему в таком небольшом субъекте сразу столько уголовных элементов в прокурорской среде?
Генеральный прокурор Игорь Краснов в свое время заявлял, что намерен проводить бескомпромиссную чистку своих сотрудников, так как он понимает, что необходимо держать авторитет госструктуры. Возможно, стоит обратить внимание на прокуратуру, в которой прокуроры на скамье подсудимых стали уже визитной карточкой надзорных органов. И, может быть, стоит обратить внимание на государственных обвинителей, которые поддерживают государственное обвинение вразрез с законностью и мнением судейского сообщества.
Материал подготовлен в рамках проекта «Судебный репортёр».