Глава Совета судей Виктор Момотов заявил, что, в частности, следует определить минимальные требования к внешнему виду участников и месту, из которого будет происходить связь, передает РАПСИ.
По его словам, в Верховном суде на слушание по видео-конференц-связи «дама была в неглиже»: «Суд это, конечно, не обескуражило, процесс состоялся, но назрела необходимость выработать определенные правила. Допустимо ли участвовать в процессе из ванной комнаты? Или уборной? Сразу возникают вопросы о нормативной регламентации и правилах поведения участников процесса в случае его проведения в режиме видео-конференц-связи, о внешнем виде и месте, из которого ведется трансляция, и многом другом».
Кроме того, по мнению Момотова, видеосвязь делает судебное слушание более абстрактным и менее гуманным. Процесс деперсонифицируется в эмоциональном плане и это не может на повлиять на легитимность конечного решения дела. Создаются риски неточного восприятия судьей слов и реакции сторон и других участников процесса.
По мнению главы Совета судей, «всегда нужно помнить об ошеломляющем действии живого слова».
Виктор Момотов заявил, что недопустимо без надлежащих на то оснований ущемлять такой фундаментальный правовой принцип, как непосредственность при осуществлении правосудия, закрепленный ст. 240 УПК РФ, ст.157 ГПК РФ, ст.10 АПК РФ, ст.6 и 13 КАС РФ.
Непосредственность процесса означает, что судья лично и непосредственно изучает доказательства в ходе слушания (без технических систем), и это помогает наиболее полному и верному установлению истины в конкретном споре.
При удаленных процессах непосредственность, безусловно, страдает, поэтому крайне важно определить правовые рамки допустимого использования такой формы правосудия.