Генеральная прокуратура предлагает отменить «сделки с правосудием» за счет добровольного и деятельного сотрудничества подсудимых по делам о совершении тяжких преступлений.

Речь идет о так называемых «особых» процессах, когда преступник с обвинением соглашается, помогает следствию, а дело быстро решается за пару-тройку судебных заседаний. Во время дел «особого порядка» в суде не исследуются доказательства обвинения, а наказание подсудимому не должно превышать двух третей от максимального установленного в соответствующей статье УК РФ срока. Особый порядок не применяется по закону к преступлениям, если наказание за него — более 10 лет лишения свободы. Далее особую процедуру генпрокуратура предлагает сохранить только для преступлений средний и небольшой тяжести.

Таким образом генпрокуратура отреагировала на призыв президента РФ Владимира Путина пересмотреть существующие реалии, поскольку особый порядок «не должен служить прикрытием некачественной, некомпетентной работы в сфере следствия». Поэтому, если есть сомнения в доказанности обвинения, в добровольности и осознанности заявления обвиняемым такого ходатайства, нужно рассматривать дела в обычном порядке.

Согласно данным прокуратуры большинство таких дел касается наиболее часто применимых статей УК РФ о кражах и обороте наркотиков и используется практически в 70% всех уголовных дел. К примеру, в 2018 году в РФ было рассмотрено в особом порядке 560 тысяч уголовных дел, а осуждено 480 тысяч преступников.

Генпрокурор посетовал, что «следователи, прокуроры и судьи при этом столкнутся с дополнительными сложностями, обусловленными повышением требовательности к качеству работы, увеличением ее объемов», но сохранение подобной практики быстрой «штамповки дел» может вообще привести к утрате состязательности сторон, снижению профессионализма при расследовании, а главное — непростительным судебным ошибкам.

Отметим, что наиболее опасное в этих «особых» процессах – это то, что признания в некоторых случаях могут быть получены незаконно, выбиваться, и это удобно для следствия, поскольку ничего не нужно доказывать. С другой стороны, по некоторым делам – например, по изнасилованиям, особая процедура позволяет довести насильников до суда и тюрьмы, поскольку не любая женщина психически готова повторять неоднократно на каждом этапе слушания травмирующие ее эпизоды совершенного преступления. При этом, особая процедура позволяет ей вообще на судебных прениях не участвовать. Полагаем, что вопрос неоднозначный, дискуссионный и подлежит всестороннему исследованию со стороны общественности и практикующих юристов. Надо все тщательно взвесить и менять, правильно понимая и оценивая последствия конкретных поправок.

Новости
Журналистские расследования