В Конституционном суде посчитали, что эти нормы не нарушают ничьи «субъективные конституционные права», а заявители из общественных наблюдательных комиссий слишком абстрактно и вольно трактуют нормы закона.
В своих жалобах обратившиеся оспаривали положения, согласно которым сотрудники мест лишения свободы не позволяют содержащимся под стражей гражданам общаться о чем-то ином, кроме обеспечения их прав. При этом они строго прерывают все рассказы заключенных о жестоком обращении с задержанными в подобных заведениях.
Заявители просили проверить на конституционность п. 3 ч. 1 ст. 16 закона «Об общественном контроле» и ч. 4 ст. 18.1 закона «О страже», позволяющей охране ФСИН прерывать заключенных при на темах, «не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых».
Итогом реализации данной нормы стало препятствие заключенным делиться с членами ОНК информацией о пытках. Как было указано в заявлении, под одному из дел сотрудники ФСИН якобы не дали рассказать обвиняемому, как он себя чувствует. Его рассказ прекратили на словах, когда он предлагал проверить его медкарту, информируя членов ОНК о том, откуда у него синяки на тебе. По другому делу, один из обвиняемых граждан попытался поделиться с членами ОНК о том, что его подвергали пыткам для выбивания признания вины. В этом случае работники СИЗО также не дали договорить.
Подробнее о нарушениях прав заключенных – в материале «ПравозащитникИнфо».