КС обязал назначать выплаты детям, рожденным через 300 дней после смерти отца

Фото: ПравозащитникИнфо

Конституционный суд РФ вынес решение по жалобе матери, детям которых отказали в назначении пенсии по потере кормильца

Согласно материалам дела, дети заявительницы были зачаты в 2022 году с помощью биоматериала их умершего отца путем процедуры экстракорпорального оплодотворения. Ее умерший муж сдал при жизни биоматериал на заморозку. В итоге после прошествия 300 дней с момента смерти мужа у женщины родились близнецы. Суд подтвердил факт отцовства скончавшегося гражданина, и заявительница подала заявление на назначение страховой пенсии по потере кормильца. Однако, ей было отказано как в Соцфонде, так и в судах.

Суды посчитали, что дети не могли находиться на иждивении умершего гражданина, поскольку процедура оплодотворения была произведена уже после его смерти. Значит, его доходы не могли быть учтены женщиной при решении вопроса о зачатии детей и определения возможности их содержания после рождения. Согласно аргументации судей, отец, сдавший биоматериал при жизни, не являлся фактически и юридически кормильцем детей, зачатых и рождённых уже после его смерти, и поэтому выплат детям не полагается. Тогда мать обратилась за защитой прав детей в КС РФ. Заявительница указала, что в Семейном кодексе РФ предусмотрена норма, согласно которой умерший супруг матери признается отцом ребенка, если тот родился в течение 300 дней с момента его смерти. По ее мнению, поскольку в момент беременности ребенок юридически является эмбрионом, то его права после рождения на содержание и помощь от государства не должны зависеть от того, когда именно скончался отец, сдавший биоматериал.

Что сказал Конституционный суд РФ?

Как указали в КС РФ, действующие нормы закона касательно выплаты страховой пенсии защищают детей, рожденных при жизни родителя, а также рожденных в течение 300 дней с момента смерти родителя (в связи с физиологическим сроком беременности). Однако такая современная технология как постмортальная репродукция сохраняет биологический материал умерших лиц для дальнейшего зачатия и рождения детей свыше указанных сроков. Как подчеркнул КС РФ, отсутствие каких-либо непреодолимых препятствий для признания отцовства умершего лица в отношении таких детей, независимо от времени, прошедшего со дня его смерти, порождает необходимость определять юридические последствия их рождения.

По мнению Суда, «смерть отца не является событием, в результате которого ребенок теряет возможность получения от него помощи, так как он ее не только не получал, но и не мог получить». При этом отказ в назначении пенсии означает для таких детей, что смерть их отца приводит к утрате потенциального источника средств к существованию, на которые ребенок мог бы рассчитывать, если бы отец был жив. Подобный дискриминационный подход в законе снижает уровень материальной поддержки таких детей по сравнению с детьми, рожденными при жизни отца, а также оказывает на них социально-психологическое давление.

КС РФ своим Постановлением признал не соответствующими Конституции РФ оспоренные нормы закона. Законодателям предписано предусмотреть для таких случав рождения детей сопоставимые меры соцподдержки, а до этого детям, рожденным подобным образом, будут выплачивать пенсию по потере кормильца. Дело заявительницы направлено Конституционным судом РФ на пересмотр.

Новости
Журналистские расследования