Ребенку негде жить после развода: права несовершеннолетних на жилье защитят

Фото: Открытые источники

Правительство внесло в Госдуму законопроект, защищающий права ребенка на жилье при разводе родителей. Согласно пояснительной записке к законопроекту его принятие «позволит обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей, в том числе путём привлечения родителя, проживающего отдельно от ребёнка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением»

По Семейному кодексу РФ помимо выплаты алиментов родители обязаны также нести и дополнительные расходы на ребенка, если это потребуется в исключительных обстоятельствах. На практике к таковым относят затраты на лечение ребенка, на его реабилитацию, на оплату образования и ежегодный летний отдых. Перечень не закрытый, но каждый раз в суде родителям приходится доказывать, относится ли конкретный случай к исключительным обстоятельствам или нет. Правительственными поправками предлагается в этот перечень включить отсутствие пригодного для жилья помещения, а также иные обстоятельства, что позволит суду в каждом случае оценивать ситуацию с учётом всех нюансов и принимать решение, основанное на балансе интересов ребёнка и родителя, выплачивающего алименты.

Довод бывшего супруга, что он уже выплачивает установленную часть зарплаты в качестве алиментов, не должен означать его освобождения от остальных родительских обязанностей по ребенку, которые возникают каждый день и могут возникнуть в будущем. Если ребенку негде жить, то второй родитель наравне с первым оплачивает аренду или покупку жилья ребенку. Если алиментов не достаточно, чтобы обеспечить летний отдых ребенка или оплату образовательных услуг в учебном заведении, то второй родитель также обязан оплачивать эти нужды помимо алиментов. Суды должны иметь все правовые возможности для принятия подобных решений в интересах несовершеннолетних детей, не способных себя обеспечить. У нас сложилась в России крайне опасная тенденция, когда общество принимает как норму, что при уходе отца из семьи он перестает в полном объеме выполнять весь объем родительских обязанностей, ограничиваясь финансовым участием в виде части зарплаты, и то только если эти алименты суд назначит. Но у детей, помимо того, что им нужно что-то кушать, где-то жить и учиться, есть и другие важнейшие потребности и нужды, в которых должен участвовать каждый родитель, независимо от фактора его совместного проживания с ребенком или отсутствия оного. Детям требуется не только финансовое обеспечение, но и бесценное родительское время – общение с ребенком, помощь с уроками, с личными навыками и т.д.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ каждый родитель несет ответственность за воспитание и развитие своих детей. По СК РФ  и папы, и мамы обязаны заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, независимо от места проживания! Неужели где-то сказано, что после развода проживающие отдельно отцы не должны помогать с уроками своим детям, не должны заниматься с ними спортом или общаться с ними, учить завязывать шнурки и вбивать гвозди, воспитывать их? Разве где-то в Семейном кодексе указано, что после развода проживающие отдельно отцы не должны посещать родительских собраний и разбираться со школьными проделками их сыновей или дочерей? Разве где-то сказано, что если отец решил создать новую семью, то он освобождается от физического, психического, духовного и нравственного воспитания детей от предыдущего брака? Получается, что пока нет установленной ответственности за невыполнение родительских обязанностей со стороны отдельно проживающего родителя, важнейшие нормы семейного законодательства превращены в фикцию. В РФ только алиментная часть родительских обязанностей попала под нормативную защиту. Государство же лишь пытается разгрести исключительные случаи,  нивелируя наиболее серьезные последствия фактического освобождения отцов, ушедших из семьи, от бремени родительских забот, когда ребенку вообще негде жить и вопрос  никак не решается.

Новости
Журналистские расследования