Москва определилась со штрафами за нарушение режима самоизоляции: насколько они законны?

Фото: Фото: yandex.ru

В Мосгордуме приняли поправки к региональному КоАП об установлении административной ответственности для граждан за несоблюдение требований режима повышенной готовности, в частности, режима самоизоляции

Граждан, нарушивших режим в первый раз, оштрафуют на 4 тысячи рублей, а при повторном нарушении или совершенном с использованием автотранспорта — на 5 тыс. рублей.

Доказывать нарушение режима обязательной самоизоляции и карантина будут с помощью городской системы видеонаблюдения. Штрафы по новому закону будут «выставлять» виновным в нарушении режима автоматически, как это уже используется на автодорогах при привлечении к ответственности водителей, превышающих установленные скоростные режимы.

С помощью систем видеонаблюдения столичные власти планирует выявлять места массового скопления граждан и отправлять туда бригады полиции для разъяснительных бесед с населением по вопросам соблюдения режима самоизоляции в Москве.

В Мосгордуме заявили, что не считают применяемую систему видеонаблюдения противозаконной слежкой за гражданами, сославшись на ст. 152.1 ГКРФ, позволяющую использовать изображения граждан без их согласия, полученные при съемке в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях в государственных, общественных или иных публичных интересах. Защиту города от пандемии посчитали как раз таким важным публичным интересом. Сбежавших из-под карантина или изоляции задержанных граждан поместят в обсерваторы/инфекционные стационары, а если они передвигались на машине, то автотранспорт отправят на штрафстоянку.

В связи с вводимыми мерами возникает несколько серьезных вопросов — организационных и правовых.

Во-первых, если правовой акт нуждается в куче объяснений и уточнений со стороны его инициаторов, обещающих узкое его применение (только к больным или потенциально больным нарушителям), но при этом сам его текст позволяет расширительное толкование (в случае необходимости), то, кто потом вспомнит, штрафуя граждан, что в свое время всем обещал депутат Мосгордумы Щитов, общаясь с прессой? Из буквального прочтения статьи следует, что упомянутые штрафы будут взыскивать за «невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции». То есть любое невыполнение любого требования, которое уже прозвучало и еще может прозвучать в городских указах мэра! Показалось ли полиции, что между покупателями в магазине или пассажирами в автобусе меньше полутора метров — штраф. Выбежала собака и пересекла 100-метровую границу от дома проживания — штраф. Не нашлось нужного лекарства в ближайшей аптеке, а молока — в ближайшем магазине, и пришлось сходить в другой — штраф.

Другая правовая проблема заключается в банальном отсутствии в юридической нормативной среде понятия режима самоизоляции. На федеральном уровне не выработано нормативного разъяснения, что это такое и в каком случае может устанавливаться, какие ограничения может повлечь для граждан и на каком основании. И это, очевидно, не может быть предметом регионального ведения, которое определяла бы Мосгордума. Статья 56 Конституции РФ говорит о том, что ограничивать основные права и свободы граждан можно только в условиях режима ЧП в порядке, установленном федеральным законодательством. Не было введено ни чрезвычайного положения, ни чрезвычайной ситуации, следовательно, за несоблюдение указа о самоизоляции, которая нигде в федеральных законах не прописана, не может наступать финансовых санкций, утвержденных Мосгордумой.

Неотъемлемое конституционное право граждан — выходить на улицу из своих же квартир на свежий воздух — отняли указом мэра без введения правового режима ЧС или ЧП, как того требует закон. Между тем ст.55 еще действующей Конституции гласит, что «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Также в ней указано, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ни указ мэра, ни закон Мосгордумы не относится к федеральным законам. Ст.71 Конституции относит к вопросам исключительного ведения РФ регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина. Исключительное ведение — это означает, что только на уровне и в порядке, установленном федеральным законом, можно ограничить гарантированные права граждан. Но есть ли такой закон? Пункт 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» допускает региональным властям в режиме повышенной готовности ограничивать доступ людей и транспорта на территории ЧС или ее угрозы, но только если вводимые меры при этом не ограничивают прав и свобод человека и гражданина. Остальное все — это уже только вопросы федерального ведения, которое по неизвестным причинам пока дистанцировалось от нормативного регулирования. 100 метров для прогулки с собакой, 2 метра между покупателями в магазине — это ли не очевидные ограничения прав граждан без введенной ЧС, которые при этом никого отношения к ограниченному доступу на территорию угрозы ЧС не имеют? Статья 72 Конституции говорит о том, что к совместному ведению РФ и регионов относится «защита прав и свобод человека и гражданина». То есть регионы вместе с РФ должные защищать права, а не творить юридической произвол в условиях, когда нет для этого правовых оснований (не введено ЧС, не объявлено ЧП). Конституция не отменена и действует, и все в РФ обязаны ее соблюдать, включая столичные власти.

Что касается повсеместно вводимой слежки за гражданами по причине профилактики распространения коронавируса, отметим, что пока еще российские суды не дали внятного ответа на вопрос, нарушает ли тайну личной жизни применяемая в столице система распознавания лиц. Вызывает вопросы и то, насколько эпидемия дает право властям повально контролировать передвижение каждого московского жителя. Мало кто из граждан захочет, чтоб любой его шаг стал достоянием общественности, московской мэрии, Росэпидемнадзора, оперслужб и т.д. Тем не менее, в условиях нынешнего правового нигилизма со стороны государственных властей, решивших, что коронавирус дает им право на «все» вряд ли кто теперь вспомнит про закон и права человека, если камеры дают властям такие колоссальные возможности. Подробнее про систему распознавания лиц, применяемую в Москве для отслеживания жителей столицы, можно прочитать в этом материале

И еще одна маленькая, но комичная деталь: нарушение режима самоизоляции с использованием транспортного средства предполагает повышенную ответственность виновника в 5 тысяч рублей, при этом указано, что транспортное средство подлежит в данном случае задержанию и отправке на штрафстоянку. Из чего следует, что если нарушитель сядет в автобус, поезд или даже самолет (!), то московские власти планируют эвакуировать весь транспорт (интересно было бы на это посмотреть). Догадываюсь, что так называемые «редакторы» законопроекта вряд ли именно это имели в виду, когда формулировали норму, тем не менее, буквально она допускает и эту безумную трактовку. Хочется напомнить депутатам Мосгордумы, что законодательный процесс не зря в теории должен происходить тщательно, с детальным анализом норм, их последствий, возможного применения и толкования, в нескольких чтениях, с длительным обсуждением, с участием общественности и представителей разных профессиональных кругов и с привлечением специалистов. Чтобы закон был на самом деле законом, который жители города будут исполнять, а не смеяться над ним, как над сборником анекдотов!

С текстом поправок в КоАП можно ознакомиться на столичном портале

Новости
Журналистские расследования