Ограничение свободы передвижения и тайны частной жизни: какие еще права отнимет у граждан борьба с коронавирусом?

Фото: https://og.ru

В столице было объявлено об использовании системы распознания лиц для противодействия распространения коронавируса среди населения

По словам мэра Москвы Сергия Собянина, видеосистема позволит контролировать и отслеживать передвижение более чем 2,5 тысяч человек, которым рекомендован домашний режим. Благодаря системе была выявлена одна женщина, помещенная под домашнюю изоляцию, поскольку ее соседку из Китая отправили в больницу. Как показали камеры, женщина вышла из дома, несмотря на рекомендации врачей, и встретилась во дворе со своим знакомым.

Бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко убежден, что в данном случае речь не идет о резервациях, а власти максимально используют современные возможности, осуществляя «эффективные мероприятия по своевременному выявлению возможных вспышек вируса. При этом людей особо не ограничивают».

 «Особо не ограничивают» — это значит, что без всякой санкции суда и без согласия людей любое передвижение не являющихся террористами или преступниками граждан, их личные встречи и общение становятся достоянием неустановленного числа сотрудников оперативных служб, их руководителей, должностных лиц медучреждений, главы города и даже широкой общественности. Под домашний карантин и тотальный видеоконтроль системы распознания лиц попали те 2,5 тысячи москвичей, у которых анализы не показали наличие коронавируса, тем не менее, под знаменем борьбы с китайской «бедой» и без законодательных на то оснований их права нарушаются медиками и муниципальными властями. В Санкт-Петербурге по иску санитарного врача суд обязал принудительно отправить в больницу под наблюдение женщину, которая самовольно покинула стены медицинского учреждения после отрицательных результатов на коронавирус. Ее принудительно оставили в карантине в закрытом боксе, но она смогла выбраться из больницы незаметно для персонала. Решением суда возможность ограничения свободы здоровой женщины подтвердили, хотя в самом Роспотребнадзоре признали, что по российскому законодательству принудительная госпитализация не допустима и призвали законодателя срочно поменять закон. Подробнее — в материале «ПравозащитникИнфо» «Допустимо ли ограничивать свободу граждан из-за коронавируса».

Недавно в Москве суд рассматривал громкое дело о допустимости слежки с помощью системы распознания лиц за гражданами. Истица заявила, что система внедряется с целью незаконного отслеживания передвижения граждан.

Тогда Савеловский суд фактически ушел от ответа на поставленные в жалобе вопросы и указал, что установленная в Москве система видеонаблюдения хотя и использует технологии распознавания лиц, но якобы не позволяет установить личность гражданина. Между тем, истица по делу подняла вопрос о фактически происходящем ущемлении прав, установленных 23-й и 24-й статьей Конституции о неприкосновенности частной жизни. Согласно закону о персональных данных никто не вправе их собирать без согласия граждан или санкции суда. Изображения лиц людей, очевидно, относятся к уникальным биометрическим данным, благодаря использованию которых как раз и возможны все те функциональные задачи, поставленные властями перед системой распознания лиц. Подробнее — в материале «ПравозащитникИнфо» «Система распознавания лиц и право на частную жизнь: московский суд уходит от ответа».

 

Новости
Журналистские расследования