Причины в двух обращениях разные. В иске, поданном в ВС РФ, описаны неоднократные грубые нарушения российского законодательства, а именно отсутствие маркировки о статусе иностранного агента на материалах «Международного Мемориала»***. Этот статус организация получила в 2016 году, и в том же году Пленум Верховного суда выпустил разъяснение, в котором перечислены основания для ликвидации НКО-иноагентов. Среди причин, в частности, названо наличие в деятельности организации угроз общественной безопасности, призывов к нарушению конституционного строя РФ или несоблюдению законодательства, возбуждения социальной, расовой, национальной ненависти и вражды. Отсутствие иноагентских плашек в соцсетях или на сайте среди причин для ликвидации, которую ВС считает крайней мерой, не значится. Председатель правления «Международного Мемориала»*** Ян Рачинский пообещал обжаловать иск Генпрокуратуры и бороться в суде за сохранение организации.
А вот у прокуратуры Москвы появились претензии другого характера. Она требует от Мосгорсуда ликвидировать правозащитный центр «Мемориал»*** за якобы имевшее место оправдание экстремизма и терроризма. В надзорном ведомстве посчитали, что правозащитники оправдывают действия движений «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»*, «Таблиги Джамаат»*, «Ат-Такфир Валь Хиджра»* (организации признаны террористическими и запрещены в РФ, — прим.ред.), а также организаций «Артподготовка»** (признана экстремистской организацией, внесена ФСБ России в список террористических организаций, запрещена в РФ, — прим.ред.) и «Свидетели Иеговы»** (признана экстремистской организацией, запрещена в РФ, — прим.ред.). Все эти объединения запрещены на территории России. В иске прокуратуры Москвы говорится, что «деятельность указанных организаций представлена авторами названных материалов как правомерная и допустимая, а участие в их деятельности — как одна из форм реализации права на свободу вероисповедания…».
Обвинения различные, но требование одно – ликвидация. В Верховном и Московском городском судах уже подтвердили регистрацию исков. В ВС заседание по делу назначено на 25 ноября, что же касается московской части процесса, то по нему конкретных дат пока не называлось.
Действия различных ведомств выглядят заранее и чётко спланированными, что оставляет немного сомнений в итоговом решении. «Международный Мемориал»*** — старейшая из действующих сегодня в России правозащитных организаций с широкой региональной сетью. Она начала свою работу ещё в период советской перестройки, в 1987 году. Изначально «Мемориал»*** ставил своей целью увековечение памяти жертв сталинских репрессий и исследование этой исторической темы. Постепенно сфера интересов расширилась, появились подразделения, специализирующиеся на мониторинге и защите прав россиян. Юристы «Мемориала»*** занимаются отстаиванием политических и религиозных свобод, а также ведут свою версию списка российских политзаключённых.
Разногласия с властями у НКО начались достаточно давно. В 2016 году «Международный Мемориал»*** получил статус иностранного агента, ещё раньше, в 2014-м, в этот перечень включили отдельно ПЦ «Мемориал»***. В последнее время у правозащитного проекта и его руководства накапливались многомиллионные штрафы из-за того, что на постах в соцсетях отсутствовало напоминание о статусе иностранного агента. Изначально такие требования не предъявлялись, однако позже Роскомнадзор стал друг за другом подавать десятки исков о нарушении правил маркировки. Поэтому требование ликвидации стало вполне закономерным итогом длившейся не один год кампании против правозащитной организации.
Действия прокуратуры прокомментировали в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Глава комиссии СПЧ по политическим правам Николай Сванидзе назвал действия ведомства кошмаром. «Это постыдное решение, на мой взгляд. Я не могу ручаться за весь СПЧ, но моя комиссия этим займется», — заключил Сванидзе. Председатель совета Валерий Фадеев подтвердил, что СПЧ занимается этой темой. Он разослал запросы в профильные органы власти и ожидает пояснения их позиции.
Член СПЧ Александр Брод рассказал изданию «ПравозащитникИнфо», что, по его мнению, ликвидация организации – это мера, несоразмерная выявленным нарушениям.
«Нужно учитывать, что это старейшая правозащитная организация, которую знают во всем мире. Их основная ценность, на мой взгляд, в работе по увековечиванию памяти безвинно репрессированных, сборе материалов о преступлениях сталинизма. Собственно правозащитная повестка и реакция организации на проблемы кажется мне нередко политизированной, не всегда с их оценками я согласен. Но должно быть разнообразие мнений и подходов», — подчеркнул правозащитник.
Брод добавил, что лично он не замечал в материалах «Мемориала»*** признаков оправдания терроризма.
Международная реакция на иск Генпрокуратуры также однозначная. Генсек Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич назвала требование ликвидировать «Мемориал»*** разрушительным ударом по гражданскому обществу и призвала Генпрокуратуру отменить своё решение, добавив, что Совет Европы готов помочь российской стороне изменить закон об иностранных агентах и привести его в соответствие с общеевропейскими нормами о соблюдении прав человека.
Однако ждать позитивной реакции на призывы Совета Европы и правозащитного сообщества вряд ли стоит. По похожей схеме двумя годами ранее было ликвидировано движение «За права человека»*** (НКО, выполняющая функции иностранного агента, — прим.ред.), основанное Львом Пономарёвым**** (включен Минюстом РФ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, — прим.ред.). Несмотря на долгую историю и широкую известность «Мемориала»***, государство имеет все инструменты для упразднения этой организации, и если в высших эшелонах власти не созреет политическое решение отказаться от этой крайней меры, она будет ликвидирована.
*Организации признаны террористическими и запрещены в РФ;
**Движения признаны экстремистскими и запрещены в РФ;
***Внесены в список НКО и физических лиц – иностранных агентов;
****Внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов.