В Рязани в районном суде рассматривается дело, в котором гражданин обвиняется в оплате с чужой банковской карточки, не требующей пароля до 1 тыс. рублей, нескольких покупок общей суммы в 5 тыс. рублей. Сначала гражданина обвинили в преступлении по ч. 1 ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа). Далее прокуратура переквалифицировала преступление на п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража электронных денежных средств).
В итоге судьи засомневались, как правильно квалифицировать деяние и отправили запрос в КС РФ. Согласно тексту обращения «в сложившейся правоприменительной практике они позволяют одни и те же действия, сопряженные с безналичной оплатой покупок с использованием чужой банковской карты с умолчанием в торговой организации о незаконном владении данной квартой, квалифицировать и как кражу, и как мошенничество».
От выбранной квалификации зависит и «тяжесть» преступления. Если это мошенничество, то тогда оплата с чужой карты нетяжким преступлением только в случае, если снятая сумма превышает 2500 руб. Если это засчитать за кражу, то в этом случае даже если украденная сумма менее 2500 руб., деяние может быть признано тяжким преступлением. Все это, разумеется, влияет на приговор, который суд не может вынести в условиях правовой неопределенности. Конституционный суд принял запрос к рассмотрению.