После проведения повторной экспертизы Октябрьский районный суд Новосибирска реабилитировал картину, заключив, что она не содержит каких-либо призывов, способных привести к конфликтам на межнациональной почве, а следовательно, не может считаться экстремисткой.
Творение культового художника Рунета Алексея Куделина, известного под псевдонимом Вася Ложкин, числилось в федеральном реестре экстремистских материалов в течение нескольких лет. Ключевым доказательством по делу стало заключение комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы. Специалисты пришли к выводу, что на полотне художник выразил негативные эмоции по отношению к ряду этнических групп, что может способствовать разжиганию вражды «на основе принадлежности к расе, национальности, социальной либо религиозной группе».
На основании этого заключения в 2016 году Октябрьский районный суд Новосибирска вынес решение, которое позволило Минюсту включить картину в «запрещенный» список. Однако, несмотря на запрет, изображение «Великой прекрасной России» продолжило «висеть» в интернете и даже приобрело самостоятельную жизнь. Если на холсте Ложкина огромная страна, нарисованная красной краской, изображена на темном фоне ближайших соседей, подписанных так, как их обычно в разговорной речи именуют ультрапатриоты, то некоторые последователи художника заретушировали фон полотна, окружив Россию не представителями других народов, а, например, котиками, коих любит изображать и сам автор. Видимо, по задумке, это должно лишить картину последних намеков на экстремизм.
Впрочем, немало защитников художника нашлось не только на просторах Сети. Одним из первых на защиту Васи Ложкина встал его давний и главный почитатель – предприниматель Алексей Ходорковский. Он не только выкупил часть картин, но и занялся популяризацией творчества художника, приобретя право на использование изображений. По словам Ходорковского, картина про Россию – это объект современного искусства, содержащий иронию, и рассматривать ее нужно именно в таком ключе. Предприниматель настаивал на отмене судебного решения и требовал снять с картины ярлык «экстремизм», учитывая и тот факт, что судебные заседания проходили без участия ее автора и правообладателя.
«Это одна из самых честных его (Васи Ложкина – ред.) картин, она иллюстрирует наш эгоцентризм, псевдопатриотизм и ксенофобию. Ничего оскорбительного в ней нет, она как раз очень поучительна», — отмечал Ходорковский.
За картину также вступился Совет по правам человека при президенте России (СПЧ), направив обращение в прокуратуру Новосибирской области. В письме указывалось, что решение суда нельзя считать объективным, так как к рассмотрению дела не привлекались ни автор произведения, ни специалисты в соответствующих областях изобразительного искусства. Кроме того, не была проведена искусствоведческая экспертиза, которая могла бы дать художественную оценку содержанию полотна.
«В результате судом, очевидно, не был учтен сатирический, намеренно гиперболизированный, лубочный характер картины, в которой не пропагандируются, а, напротив, высмеиваются бытовой национализм и ксенофобия. По сути дела, суд, сам того не желая, незаконно и необоснованно вмешался в свободу творчества, гарантированную статьей 44 Конституции РФ», — говорилось в обращении Совета.
В итоге вмешательство общества и правозащитников позволило изменить необоснованное решение суда.
В день, когда было вынесено новое судебное решение, «ПравозащитникИнфо» связался с Алексеем Куделиным, чтобы узнать, что сам художник думает по поводу громкого процесса, и какой все же смысл он вложил в свою работу.
На первый вопрос автор ответил лаконично: «Наши победили», а на второй отвечать отказался, сославшись на то, что устал от этого вопроса. В качестве ответа Алексей подтвердил ранее высказанное мнение, что картина «Великая прекрасная Россия» была воспринята неправильно, и ничего, кроме лубочного отражения действительности, она не содержит.
Со слов художника, разгоревшийся скандал и, как итог, включение картины в реестр экстремистских материалов произошло вовсе не из-за нее как таковой, а потому что необходимо было собрать доказательную базу на одного интернет-пользователя, подозреваемого в экстремизме, который сделал репост «России» в соцсетях.
«Я сам обо всем узнаю из СМИ, — говорит Алексей. — Я слышал, что вроде бы за размещение картины у некоторых пользователей были неприятности. (Об этом, например, упоминал на YouTube-канале ARU TV музыкальный критик Артемий Троицкий, посвятив отдельный сюжет великой России Васи Ложкина, — прим.ред.) Здесь же не о творчестве шла речь. Эта история началась не из-за того, что кто-то увидел картину и посчитал ее экстремистской. Там было совсем другое. Эта картина – один из эпизодов дела, по которому проходил неизвестный мне человек, подозреваемый в экстремизме. Все картинки, которые он размещал, начали изучать, включая мою картину про Россию».
Свой стиль живописи художник называет мистической карикатурой, схожей с ярмарочными или лубочными рисунками. Через них он стремится показать глубинные проблемы общества, несмотря на то, что основными героями его полотен выступают лампочки, коты, обезьяноподобные люди и другие «сказочные» персонажи.
«Как художника (в большом смысле слова, конечно, ибо рисовать я не умею) меня мало интересует окружающая действительность, — подчеркивает он. — Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но, всё же, это сказка с хорошим концом».