Фото: ПравозащитникИнфо
В Адыгее в ауле Тахтамукай покупательница приобрела в отделе продаж автомобиль «Шкода Кодиак» за 2 млн 120 тыс. рублей. Из них 200 тыс. рублей она внесла в кассу магазина, а остальные наличные передала лично в руки продавцу магазина, который ее убедил так поступить, потому что иначе цена ТС якобы будет вышеПосле этого в отношении продавца было заведено уголовное дело и его осудили по статье за мошенничество. Автомобиль по решению суда изъяли у покупателя как вещественное доказательство преступления и передали обратно в собственность магазину.
Тогда покупатель направила иск в райсуд и потребовала магазин компенсировать ей ущерб, причиненный их бывшим сотрудником и вернуть 2 млн 120 тыс. рублей, уплаченные при покупке. Суд отказал ей в удовлетворении требований со ссылкой на ст. 1064, 1068 ГК РФ и ст. 61 ГПК РФ, поскольку, по мнению суда, она должна требовать компенсацию от преступника, поскольку тот действовал не по условиям трудового договора и передал ей автомобиль без согласия собственника на подобную продажу. В вышестоящих инстанциях это решение было подтверждено, после чего покупательницей была подана жалоба в Верховный суд РФ.
Что сказали в высшей судебной инстанции?
ВС РФ подчеркнул, что по ст.182 ГК РФ сделка, совершенная представителем от имени продавца в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого, и при этом полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель. У покупателя в автомагазине не было оснований сомневаться, что продавец не вправе ей передавать ТС от имени автодилера и принимать за него деньги. При этом по ст. 1068 ГК РФ юрлицо обязано компенсировать вред, причиненный его работником при исполнении должностных обязанностей.
В итоге ВС посчитал доводы покупателя обоснованными, отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на пересмотр в первую инстанцию с учетом правовой аргументации Суда.
Таким образом, именно магазины должны компенсировать покупателям ущерб от преступных действий своих сотрудников на их рабочих местах.