15 декабря 2025 13:57:10
9588
Автор: Алексей Черников
В суде прошли прения по делу предпринимателя Вадима Сафонова

Фото: ПравозащитникИнфо

Предприниматель, который также является отцом-одиночкой, рискует потерять свой бизнес

В Левобережном районном суде города Воронежа 10 декабря завершились прения по уголовному делу, возбуждённому в отношении предпринимателя из Белгородской области Вадима Сафонова, за которым продолжает следить «ПравозащитникИнфо». 

Напомним, директора компании ООО «СервисСтрой» обвиняют в мошенничестве по ч.6 ст.159 УК РФ. По версии следствия, Сафонов похитил 3 млн 418 тыс. рублей в ходе выполнения госконтракта на ремонт кровли в цехах оборонного предприятия ПАО «Ил»-ВАСО в Воронеже. Для этого он якобы воспользовался доверительными отношениями с сотрудниками управления капитального строительства ПАО «Ил»-ВАСО. Часть работ, согласно материалам дела, не были выполнены в принципе, но при этом выполнены дополнительные работы, которые якобы не согласованны с заказчиком. При этом акты приёмки работ были подписаны без предварительной проверки. 

Сам Вадим Сафонов считает уголовное преследование незаконным. Свою позицию он изложил в обращении в редакцию «ПравозащитникИнфо». Бизнесмен заявил, что его компания «СервисСтрой» работает на рынке строительных и монтажных работ уже 24 года и ранее не сталкивалась с претензиями со стороны заказчиков. В прошлом уже выполнялись и контракты, заключённые с ПАО «Ил»-ВАСО, и качество работ нареканий также не вызывало. Работы по ремонту кровли и замене остекления в фонарях нескольких цехов воронежского предприятия выполнялись осенью 2020 года. По словам Сафонова, когда сотрудники ООО «СервисСтрой» приступали к исполнению контракта, они выявили целый ряд скрытых работ, не отражённых в смете, которые также необходимо было выполнить. Представители заказчика заверили, что по этим работам будут заключены дополнительные соглашения и попросили не прерывать ремонт, поскольку в условиях осенней дождливой погоды кровельные работы необходимо было завершить как можно скорее. Впоследствии никаких дополнительных соглашений так и не было подписано, но сумму, предусмотренную изначальным контрактом, в ПАО «Ил»-ВАСО выплатили и никаких претензий к качеству и объёму работ в момент их приёмки не предъявляли. 

«Однако в мае 2021 года при смене руководства ПАО «Ил»- ВАСО там началась односторонняя проверка, без моего привлечения и какого-либо уведомления, по факту ранее выполненных работ по контракту с ООО «СервисСтрой». По результатам проверки моей компании была выставлена претензия и счет по факту невыполненных в полном объеме работ в ПАО «Ил»-ВАСО. Я и мои представители начали готовиться к оспариванию данных претензий в Арбитражном суде, как предусмотрено законом. Вели переговоры и встречи с руководством ПАО «Ил»-ВАСО и обсуждали вопрос, почему ранее мою компанию обязали по таким документом закрывать контракт», — рассказал Вадим Сафонов.

Однако арбитражное разбирательство так и не состоялось. Вместо этого 27 октября 2021 года следователи ГУ МВД по Воронежской области возбудили в отношении Вадима Сафонова уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере при осуществлении предпринимательской деятельности. По мнению правоохранителей, бизнесмен изначально заявил о своём участии в тендере с целью похитить средства и затем действовал с этим преступным умыслом, в том числе убедил представителей заказчика подписать документы после завершения работ, несмотря на имевшиеся недостатки.

Дополнительные работы, которые компания выполнила за свой счёт, согласно позиции следствия, не исключают злого умысла на мошенничество, и сумма по дополнительным работам следствием не берется в расчет. 

«С 2021 года я и моя компания ООО «СервисСтрой» находимся под уголовным преследованием, ввиду чего мной фактически перестала вестись предпринимательская деятельность, госконтракты не заключаются, компания терпит убытки. В настоящее время уголовное дело по обвинению меня по ч. 6 ст. 159 УК РФ слушается в Левобережном районном суде г. Воронежа. Тенденция рассмотрения дела в суде свидетельствует о личной заинтересованности всех правоохранительных органов и суда в вынесении в отношении меня обвинительного приговора по уголовной статье. В основу доказательств по обвинению меня в совершении мошенничества положена экспертиза, проведенная даже не в государственном экспертном учреждении, а в коммерческом ООО. Гособвинение сводится к тому, что дополнительные работы выполнены, но они не согласованы, хотя материалы уголовного дела говорят об обратном. Но заказчик пользуется результатом выполненных работ и за 5 лет никаких вопросов по качеству не возникло, об этом свидетельствуют показания на суде начальника отдела эксплуатации зданий, сетей и сооружений ПАО «Ил» ВАСО. Странно, что работы не согласованы, а по материалам дела они согласованы… Получается, мы на режимном предприятии могли что-то делать, а что-то не делать? Это нонсенс. Несогласованные работы, получается, нисколько не стоят?», — задается вопросом предприниматель. Он добавил, что, по его мнению, следствие и суд прилагают все усилия для того, чтобы завершить рассмотрение дела до конца года и не позволить стороне защиты представить все доказательства невиновности подсудимого.

«По мнению обвинения, я как участник закупки специально занизил цену в тендере, чтобы выиграть контракт и похитить средства. Однако это не так — у нас наоборот была самая высокая цена», — считает Вадим Сафонов.

С мнением Сафонова солидарны и его адвокаты. Председатель межрегиональной коллегии адвокатов «Паритет» Ерлан Назаров выразил уверенность в том, что в действиях Вадима Сафонова не усматривается состава преступления. Продолжение уголовного преследования он объяснил административным ресурсом, который может быть в распоряжении оборонного предприятия. Вице-президент Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Цензор» Екатерина Гончарова добавила, что в случае возникновения у сторон претензий к выполнению контракта должен проходить арбитражный, а не уголовный процесс. По словам защитницы, в суде от представителей предприятия так и не удалось добиться исчерпывающего ответа на вопрос о том, в связи с какими фактами было решено подавать заявление о преступлении.

Защита считает, что не получила и чётких ответов на вопросы, заданные представителю ООО «Центр независимых судебно-технических экспертиз и оценки недвижимости», кандидату технических наук Руслану Мясищеву. Эта экспертная организация в рамках уголовного дела должна была выяснить, какие работы были выполнены или не выполнены, оценить объём и стоимость работ, а также характеристики использованных материалов и обоснованность их применения. Сторона защиты утверждает, что поставленных целей экспертиза так и не достигла. 

«Это также подтверждается экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения Российским Федеральным центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, г. Москва. Допрошенный в зале суда государственный эксперт подтвердил свое заключение и опроверг выводы коммерческой экспертизы. По заключению Минюста подрядной организацией работ было выполнено на большую сумму чем оплачено Заказчиком», — сказала Екатерина Гончарова. 

Позднее, по словам Сафонова, его и вовсе фактически лишили права на полноценную защиту. 

«Перед очередным заседанием, на котором должен был пройти допрос одного из ключевых свидетелей по видеосвязи, мой адвокат сообщил, что не сможет прийти по состоянию здоровья. Он уведомил об этом суд и попросил перенести заседание. Однако, когда я приехал, мне сказали, что откладывать заседание не будут и предоставят другого адвоката. Я сразу же написал отказ от адвоката по назначению, потому что посчитал, что он не знаком с делом и не сможет так же эффективно меня защищать. Сам этот адвокат подошёл ко мне и сказал, что не готов, потому что ему сообщили о заседании только накануне вечером, и он успел только прочитать обвинительное заключение. Но заседание всё равно провели, свидетеля допросили. Естественно, задавали ему только удобные вопросы. Потом мой адвокат мне сказал, что проводить заседание в таких обстоятельствах было недопустимо, на этот счёт даже есть разъяснения Верховного суда. Другого адвоката могут назначить, только если действующий защитник не явился на пятый день от первой даты назначения заседания, а в нашем случае всё произошло меньше, чем за сутки», — рассказал Сафонов. 

«ПравозащитникИнфо» направил запросы в МВД России и Генеральную прокуратуру РФ с просьбой сообщить, поступали ли жалобы от подсудимого или его адвокатов на действия правоохранительных и судебных органов в рамках данного дела и выявлены ли какие-либо нарушения. В ответе Генпрокуратуры приводятся сведения о том, по какой статье обвиняют Сафонова и где проходит судебный процесс, а также кратко изложена позиция следствия. В надзорном органе также сообщили, что в управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции действительно поступали обращения от Вадима Сафонова, который называл своё уголовное преследование необоснованным, однако оснований для вмешательства усмотрено не было. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России в своём ответе пояснило, что такое мошенничество при осуществлении предпринимательской деятельности и за какие деяния привлекают к ответственности по данной статье, приведя краткие выдержки из уголовного кодекса и позиции Пленума Верховного суда РФ. По существу дела нам сообщили, что сбор запрашиваемых сведений не предусмотрен действующими формами государственной и ведомственной отчётности. «ПравозащитникИнфо» также отправил редакционный запрос ПАО «Ил»-ВАСО, на момент публикации статьи ответ не поступил.

Адвокат Екатерина Гончарова рассказала, что 10 декабря было окончено судебное следствие и стороны перешли к судебным прениям.

«Прокурор не стал вникать в доказательства и давать им оценку, лишь подытожил, что собранных доказательств достаточно в обвинении Вадима Сафонова по ч.5 ст. 159 УК РФ, в связи с этим просил назначить два года принудительных работ, которые прямо ограничивают свободу моего подзащитного, и лишение права заниматься предпринимательской деятельностью по муниципальным и государственным госконтрактам сроком на 2 года. Мы также выступили с прениями, общей сложностью в 3 часа — провели параллели отсутствия состава преступления и доказательств и грубым нарушениям УПК в этом деле». 

Вадиму Сафонову дали последнее слово, и судья удалилась на решение до 18 декабря.

«Судья нацелена во что бы то ни стало рассмотреть это уголовное дело до конца года, потому что срок нахождения дела в суде уже большой. По сути ходатайства стороны защиты о повторной судебной строительно-технической экспертизы и недопустимости первоначальной строительно-технической экспертизы, проведенной в коммерческой организации, не разрешены и не удовлетворены. Судьей игнорируются доказательства, представленные стороной защиты, в том числе сведения о переписке ответственных сотрудников ПАО «ВАСО» с подсудимым, где явно видно, как представители заказчика дают указания подрядчику производить работы по контракту, отличные от технического задания. Игнорировались и показания свидетелей в этой части. Мы видим обвинительный уклон со стороны суда», — пояснила юрист.

Рассмотрение уголовного дела продолжается, несмотря на наличие ряда спорных моментов. Предприниматель, который также является отцом-одиночкой и воспитывает двух несовершеннолетних детей, рискует лишится своего бизнеса. Между тем, призывы защитить бизнесменов от необоснованных уголовных дел не раз звучали на высших уровнях власти. Так, защитить предпринимателей от неоправданного преследования поручил президент РФ Владимир Путин. Среди прочего глава государства призвал назначать предпринимателям меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей. Также президент потребовал жёстко пресекать силовое давление на бизнес, в том числе участие правоохранительных органов в хозяйственных спорах в чьих-либо корыстных целях. Вадим Сафонов уверен, что признаки такого давления есть и в его деле.

Новости
Журналистские расследования