Фото: freepik
Первый кассационный суд разбирался с наследниками военнослужащего, погибшего в июле 2024 года при исполнении воинских обязанностейЖена военнослужащего обратилась за положенными выплатами по гибели военного, однако, при оформлении выплат выяснилось, что компенсацией от государства придется поделиться с его несовершеннолетней дочерью 2020 года рождения от первого брака. Тогда супруга погибшего обратилась в суд с иском об оспаривании отцовства, заявив, что девочка не является биологической дочкой ее погибшего мужа. Также она потребовала признать первый брак фиктивный.
Суд рассмотрел иск и установил, что военный состоял с 2012 года в браке со своей первой супругой, а в 2020 году в семье родилась дочь. Запись о рождении в актах гражданского состояния была произведена на основании п.1 ст.51 СК РФ как между состоящими в браке родителями. При расторжении их брака в 2022 году отцовство мужчиной не оспаривалось. Райсуд рассмотрел иск второй жены военнослужащего и отметил, что истец не относится к числу лиц, имеющих право оспаривать отцовство погибшего гражданина в отношении его несовершеннолетней дочери. Также новая жена не имела права оспаривать действительность предыдущего брака, поскольку не относится к числу лиц, кому предоставлено это право по закону. Кроме того, по п. 4 ст. 29 СК РФ брак не может быть признан недействительным после развода. В иске супруге было отказано. В апелляционной и кассационной инстанции не увидели правовых оснований для пересмотра дела.
Напомним, по ст.52 СК РФ вправе оспаривать отцовство либо сами отцы, либо дети, либо опекуны несовершеннолетних. Но с 2022 года по предложению КС РФ в законе появилась норма, позволяющая также и наследникам оспаривать отцовство, когда речь идет об откровенных мошеннических действиях с предъявлением подложных документов. В Кодексе прописали, что запись об отце ребенка в ЗАГС может быть оспорена в судебном порядке по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. Иск будет удовлетворен в случае нарушения установленной законом процедуры при произведении записи об отцовстве, в том числе если такая запись произведена на основании подложных документов либо без свободного волеизъявления отца.
Конституционный суд РФ в решении от 4 марта 2021 года подчеркнул, что нюансы происхождения – это сугубо частная и конфиденциальная тема, поэтому законодатель правомерно ограничивает круг лиц, которые могут ворошить эти дела и оспаривать отцовство. Перечень не подлежит расширительному толкованию. Это следует из недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, установленный Конституцией и СК РФ.