После визита судебных приставов москвичи обращаются к медикам и берутся за оружие

Фото: © ПравозащитникИнфо, Марина Мароховская

В адрес уполномоченных по правам человека и правозащитных организаций регулярно поступают жалобы от граждан о нарушении их прав со стороны сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП). О подобных случаях неправомерных действий, от превышения должностных полномочий — до незаконного взыскание жилья, рассказали участники круглого стола «Соблюдение прав человека судебными приставами», состоявшегося в офисе «Комитета за гражданские права» на этой неделе.

Дискуссия затронула острые проблемы правоприменения в исполнительном производстве, а также поведения судебных приставов при исполнении своих служебных обязанностей. Выселенные из своих квартир москвичи и часто присутствующие на судебных заседаниях правозащитники негативно отозвались о деятельности судебных приставов, отмечая  скоропалительность и необдуманность действий отдельных служащих ФССП.

Среди участников круглого стола оказались герои громких телевизионных сюжетов, которые рассказали о якобы противоправных методах работы приставов. Один из таких случаев произошел в конце ноября 2018 года в Тверском суде Москвы, где сотрудник ФССП Максим Максимов вцепился в руку больной онкологией участнице движения «За права человека» Гаяне Амраховой. Правозащитница приехала на судебное заседание по делу актера Сергея Фролова, звезды сериала «Папины дочки», ставшего жертвой «черных риэлторов». Несмотря на то, что из-за болезни у женщины был страшный отек на руке, пристав выволок Амрахову из зала суда, после чего ей понадобилась медицинская помощь. Причиной конфликта стало то, что пристава попросили показать номер нагрудного жетона после проявленного им неуважения к участникам заседания.

 «Я хочу сказать, что у нас судебные приставы не проходят тесты на психические расстройства, употребление наркотиков и алкоголя, — сказала Гаянэ Амрахова во время круглого стола. — Пристав Максимов кричал на меня, угрожая, что расправится со мной лично, тыкал пальцами в глаза. Лицо его выражало какие-то странные эмоции, что-то похожее на оскал. После попытки актера Сергея Фролова поговорить с ним, тот с силой вытолкал его из зала. Это страшно. Даже врачи скорой, которые меня на носилках выносили из помещения Тверского суда, были напуганы тем, что приставы избивают людей прямо в помещении суда на глазах у тех, кто должен отвечать за соблюдение закона».

Более резко о своем опыте общения с сотрудниками службы отозвалась москвичка Наталья Смельницкая, лишившаяся единственного жилья, которую судебные приставы выставили на улицу вместе с несовершеннолетними детьми. Называя себя жертвой «черных риэлторов», Наталья рассказала, что во время взыскания жилья приставы вели себя демонстративно нагло, напугали детей, которые во время их визита находились в квартире и до сих пор, с ее слов, не могут отойти от шока. Вернуть жилплощадь до настоящего времени Смельницкой не удалось.

«Это люди невоспитанные, абсолютно безграмотные. Такое впечатление, что если ты не утроился дворником, то всегда можешь пойти работать судебным приставом, — говорит многодетная мать. — Видимо, та власть, которую человек получает, надев форму, помогает ему скрыть свои недостатки, комплексы и неуспешность в жизни. И если раньше он гнобил людей, то так и будет гнобить, прикрываясь законом. Наверное, стоит задуматься о серьезном профотборе кадров в службу судебных приставов и специализированном обучении данных сотрудников».

Противостоять выселению из единственного жилья москвичи готовы с оружием в руках. Именно так, например, поступил сын Ольги Иванюк после того, как приставы начали взламывать дверь, молодой мужчина схватился за пистолет. Как объяснила Ольга, несколько лет назад она взяла займ в кредитной организации под залог квартиры и в итоге осталась без жилплощади. Выплатив долг, Иванюк  узнала, что квартира была выставлена на торги и ее собственником она больше не является.

«Самое интересное, мы уже поняли, что это бандиты, и согласились выполнить решение суда. Но, несмотря на предоставленную отсрочку до 10 декабря, нас выселили 21 ноября. Когда на пороге появился пристав в форме, мой сын взялся за оружие (видео выселения затем появилось в эфире телеканала Рен ТВ – прим.ред). И вот так людей выставляют на улицу, даже если  у них есть отсрочка или еще идут оспаривания в суде», — рассказывает Ольга Иванюк.

Присутствующие в зале юристы и правозащитники отметили, что в случае нарушения прав граждан судебными приставами наиболее эффективным способом будет обращение с жалобой на их действия сначала Главному судебному приставу округа, затем в прокуратуру. Однако, по мнению председателя «Комитета за гражданские права», члена Совета по правам человека при Президенте РФ Андрея Бабушкина, сегодня в судебно-исполнительной системе защита и восстановление нарушенных прав граждан, как правило, не входит в круг нравственных приоритетов судебных приставов, а низкая зарплата сотрудников ФССП приводит к повышенной кадровой нестабильности и создает предпосылки для коррупции, когда судебные приставы становятся игрушкой в руках недобросовестных судей. Кроме того, частыми становятся случаи сговора между экспертами оценочной комиссии, которые занимаются оценкой стоимости выставленного на торги имущества. Все эти «язвы» современного правосудия, по словам  Бабушкина, образуются в том числе из-за того, что сегодня слабо идет формирование Общественного совета при территориальных органах  ФССП с участием представителей гражданского общества и правозащиты.

«У нас существуют Общественные советы при судебных приставах, я сам входил в состав такого совета  в начале 2005 года, пробыл там около полугода, но за это время совет ни разу не собирался и ни одного члена этого совета я не видел», — сказал правозащитник.

В завершении круглого стола член правления «Комитета за гражданские права» Анатолий Рекант напомнил, что выполнение незаконных приказов одинаково влечет уголовную ответственность как для того, кто отдал приказ, так и для того, кто его выполнил.

По итогам встречи были выработаны рекомендации по усовершенствованию работы судебно-исполнительной системы, которые будут направлены в Минюст, Генпрокуратуру и Верховный суд. Полный их список опубликован на сайте организации. Также правозащитники обратились к директору ФССП России с просьбой проверить сведения о нарушении прав граждан сотрудниками ведомства, чьи имена были озвучены в ходе круглого стола.

 «ПравозащитникИнфо» публикует этот список полностью:

— заместитель директора ФССП Хачиров Арсен Алисултанович;
— начальник Чертановской ОСП Арсеналиев Зухраб Хидириевич, который выселил семью Иванюк Ольги Ивановны из единственного жилья во время рассмотрения ходатайства об отсрочке исполнения решения;
— пристав Тверского суда Максим Максимов, который дерется с гражданами, вырвал и выкинул телефон у женщины, снимает жетон, когда граждане пытаются записать его номер;
— Солохненко Екатерина Сергеевна, которая утратила 2 исполнительного производства Г.Б. Амраховой, а также допустила иные нарушения;
— ОСП по ЦАО № 3, до которых невозможно дозвониться, так как все телефоны, размещенные в сети Интернет, не отвечают.

Новости
Журналистские расследования