КС РФ рассказал, почему регионы вправе ограничивать гражданские права при коронавирусе

Фото: ПравозащитникИнфо/ Алёна Черепкова

В апреле этого года в городе Протвино Подмосковья гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции

Протвинский городской суд обратил внимание на то, что Постановление Губернатора №108-ПГ об обязательной самоизоляции жителей региона было принято еще 12 марта 2020 года, то есть до поправок федерального законодательства, позволяющих региональным властям определять обязательные правила поведения для населения и организаций в условиях режима повышенной готовности. 

Суд приостановил производство и направил запрос в КС РФ, поскольку пришел к выводу, что «установленное данным постановлением правовое регулирование осуществлено Губернатором Московской области с превышением полномочий и ограничивает право граждан на свободу передвижения, а потому не соответствует статьям 15, 17, 18, 27, 55, 71 и 72 Конституции РФ».

Что ответил Конституционный суд? 

КС РФ указал, что Россия как государство приняла на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов для борьбы с эпидемическими заболеваниями. В рамках этой важной борьбы могут быть приняты правовые акты, которые в определенной мере ущемляют гражданские права и свободы человека в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции РФ). И пусть Конституцией РФ и законами гарантируется свобода передвижения граждан, но реализация этого права гражданами «в условиях возникновения реальной общественной угрозы предполагает проявление с их стороны разумной сдержанности». 

Конституция, по мнению КС РФ, допускает «вынужденные временные ограничительные меры», которые прежде всего направлены на «самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы и тем самым является проявлением одной из форм социальной солидарности, основанной на взаимном доверии государства и общества». 

КС РФ посчитал, что ограничение передвижения не тождественно ограничению личной свободы. Тут важен «конституционно приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания». А то, что граждан принуждают сидеть дома административными санкциями – это, по мнению судей, «естественный элементы механизма правового регулирования». 

КС РФ указал, что в сложившейся экстраординарной ситуации губернатор Московской области и главы других регионов, по сути, оперативно действовали в условиях опасности вируса, опережая федерального законодателя (который разрешил такое регулирование позднее). Подобная «динамика одновременного автономного развития нормативного регулирования по данному вопросу на федеральном и региональном уровнях отчетливо отражает экстраординарность ситуации» и поэтому не противоречит Конституции. То, что федеральные нормы тогда не позволяли такого, это, по мнению судей, «не может служить основанием для вывода о признании его в конкретно-исторической ситуации противоправным и противоречащим положениям Конституции РФ даже в короткий период до принятия федеральных актов, придавших ему формально-юридическую легитимацию».

Также КС РФ пришел к выводу о соразмерности ущемления прав, так как ограничение свободы передвижения «обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования на беспрецедентную угрозу распространениям коронавирусной инфекции, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц, включая в первую очередь самих граждан, подвергнутых временной изоляции». Кроме того, ограничения соразмерны, поскольку по уважительным причинам гражданам все же разрешили покидать место жительства (для посещения больниц и магазинов, выгула животных в 100 метрах дома, а также чтобы дойти до места работы). 

В итоге КС приходит к выводу, что справедливый баланс был достигнут между необходимостью защиты жизни и здоровья населения в условиях сложной эпидемической ситуации, с одной стороны, и обеспечением возможности передвижения – с другой. Поэтому указанные ограничения не могут рассматриваться как возложение на граждан чрезмерного бремени. 

Акт губернатора Подмосковья был признан соответствующим Конституции, так как по своему предназначению и сути он был продиктован необходимостью оперативно реагировать на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения COVID-2019, он не носил абсолютный запрет, допускал выход из дома по уважительным причинам и потом получил подкрепление в федеральном законе. 

Ознакомиться с решением КС РФ, опубликованным 28 декабря 2020 года, можно на его официальном сайте.

Новости
Журналистские расследования