Студенты МГУ потребуют через суд пересмотра стоимости учебных контрактов. Что говорит закон?

Фото: ПравозащитникИнфо, Жанна Гавшина

Групповой иск от 21 студента-контрактника МГУ имени Ломоносова будет подан в ближайшее время в Никулинский суд столицы

Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Студенты заявляют, что по их договорам образование должно осуществляться в очной форме, которого не обеспечено, а из-за дистанционного формата, по их мнению, качество учебного процесса «снизилось в разы». Обучающиеся по контракту требуют от вуза пересмотреть плату за два семестра. Ответчиком указан МГУ, а Минобрнауки и Правительство РФ могут быть привлечены в качестве третьих лиц. 

Как сообщает «Ъ», студенты заявили о некачественном образовании, поскольку, по их словам, не было очных лекций, учащиеся не могли пользоваться библиотекой и были лишены возможности личного контакта и общения с преподавателями. Кроме того, истцы считают, что их лишили возможности полноценной практической и лабораторной работы и доступа к научно-исследовательскому оборудованию университета. А в процессе дистанционного обучения якобы постоянно отмечались технические сбои из-за неготовности используемых интернет-ресурсов к такому формату, что препятствовало нормальному процессу обучения.

По словам студентов, сами преподаватели зачастую оказались не готовы к обучению к дистанционному формату. В итоге, как считают студенты, обучение превратилось на деле «в систему самообразования». Но договор они заключали не на самообучение, на обучение в очной форме в самом университете.

На этом основании студенты, чьи права на качественное очное образование были нарушены, требует суд обязать МГУ частично вернуть деньги за весенний семестр 2019–2020 учебного года и осенний семестр 2020–2021 учебного года. Представители истцов планируют заявить в суде о проведении специализированной экспертизы в рамках слушания и подтвердить существенное снижение качества высшего образования в рамках дистанционного формата. Студенческую петицию, размещенную на change.org, поддержало уже более 22 тыс. человек.

Но что говорит закон? 

Согласно ст.17 ФЗ «Об образовании» образование в РФ может осуществляться в очной, заочной или очно-заочной форме. При этом согласно ст.16 указанного ФЗ по ряду профессий образовательные учреждения вправе применять электронные технологии обучения при проведении образования.

Согласно утвержденным Министерством образования правилам электронного обучения вузы должны предварительно довести до сведения обучающихся, до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Следовательно, если речь идет о платных образовательных услугах, то студенты до заключения контракта должны были быть проинформированы о составе данных образовательных услуг, в частности, о возможности применений дистанционных технологий в рамках данного обучения. Если о таких формах в рамках каждого факультета и вуза речи не шло ни в договоре со студентом, ни в локальных актах учреждения, то введенное дистанционное обучение – это нарушение контракта, предполагающего очное обучение. Это значит, что студент платил совсем за другое, заключая контракт.

Тот факт, что правительство обязало в рамках режима повышенной готовности вузы изменить условия обучения, лишь означает, что образовательный продукт, предлагаемый студентам, претерпевает изменения, поэтому цена на него должна быть также пересмотрена. Состав услуги изменен, значит, изменяется и цена!       

Согласно законодательству, цена на товар, услугу или работу должна быть снижена, если идет речь о недостатке услуги для клиента, коим является студент-контрактник. Ему навязывают дистанционное обучение, на которое он не рассчитывал, заказывая и оплачивая определенную образовательную услугу.

Очевидно, что заказанная студентом услуга не была предоставлена в той форме, о которой договаривались стороны образовательного контракта. Все беседы о том, что качество образования даже повысилось, не отменяют изменение условий образовательного контракта, а значит, вузы должны обеспечить также и пересмотр всех остальных его существенных условий.

Студенты имеют на это право согласно Закону о защите прав потребителей, а также согласно п.17 утвержденных Правительством Правил об оказании платных образовательных услуг. Там указано, что при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать, в частности, соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг. 

В случае отказа руководства вузов от снижения цены на дистанционное обучения студенты вправе обратиться в суд с собственными расчетами, подтверждающими снижение качества образования, с требованием судебного пересмотра цены годового контракта на обучение.

Как ранее писала «Московская газета», в МГМСУ им. А.И. Евдокимова объяснили, почему плата за обучение не может быть снижена из-за перехода на дистант.

Новости
Журналистские расследования