Суд арестовал журналиста Василия Вайсенберга как участника несогласованной акции в поддержку Навального В деле фигурирует загадочный Олег Макаров, сообщивший о хулиганстве журналиста во время митинга

Вчера, 25 февраля Нагатинский районный суд Москвы приговорил главного редактора информационного агентства «Закон» и эксперта движения наблюдателей «Голос» Василия Вайсенберга к пяти суткам ареста, сообщает ТГ-канал агентства.

23 января на несогласованной акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального Вайсенберг освещал события, исполняя свой профессиональный долг. На самом мероприятии журналист задержан не был, а проблемы у него, по всей видимости, начались позднее.

В своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» журналист рассказал, что протокол на него составили через две недели после митинга по наводке некоего Олега Макарова, который написал на Вайсенберга заявление в полицию. Заявитель обозначил, что якобы увидел Вайсенберга в толпе митингующих и сразу узнал его. Он привлек внимание Макарова тем, что «громко и нецензурно выражался, двигал ограждения и препятствовал движению транспорта». Сам журналист поставил под сомнение слова своего обвинителя.

«Олег Макаров пристально следит за моими публикациями, а мою фотографию хранит под подушкой, поэтому сразу и узнал меня на Пушкинской площади 23 января примерно в 15.30-16.00, — написал журналист в своем блоге. — Жаль, что Макаров читает только мой фейсбук, а не официальные телеграм или твиттер информационного агентства «Закон», где я освещаю общественно-важные события: заседания Центризбиркома, суды, митинги. И освещаю именно как журналист».

Вайсенберг подчеркнул, что заявление оказалось в полиции только после того, как обвинитель узнал, что в отношении журналиста проводится проверка. А к административному делу в полиции приложили не только заявление, но и скриншот страницы Вайсенберга и его посты об участниках митинга. И несмотря на то, что журналист отрицал свою вину и объяснял, что присутствовал на несогласованной акции не как участник, а как журналист, суд состоялся, а приговор был вынесен: Вайсенберга признали виновным в создании помех транспорту (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП) и составили протокол как на участника митинга.

После оглашения приговора в поддержку Вайсенберга выступил его коллега, сопредседатель движения «Голос», правозащитник Григорий Мельконьянц. Он опубликовал свое заявление в защиту журналиста. Мельконьянц утверждает, что обвинение, составленное против Вайсенберга, — это «явная провокация, чтобы насолить Василию, да и наблюдательскому движению, за его доблестный труд по освещению наблюдения за выборами». По мнению правозащитника, протестные акции могли стать удобным поводом «надавить» на Вайсенберга, чтобы отбить у него желание продолжать свою деятельность. 

«Из материалов дела следует, что основанием для составления протокола стало заявление некого гражданина Олега Макарова, который утверждает, что видел, как Вайсенберг передвигал металлические заграждения и нецензурно выражался. Провокация чистой воды. При составлении протокола присутствовал этот Макаров, которого также вызвали в суд», — объяснил Мельконьянц и напомнил, что Вайсенберг полностью опроверг свою вину, заявив, что он «ничего не двигал, матом не ругался и не мешал движению транспорта».

На суде Вайсенбергу отказали в вызове свидетелей защиты. Теперь журналист выйдет на свободу только 2 марта. 

Накануне, как отмечается в ТГ-канале ИА «Закон», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков якобы отказался дать информационному агентству комментарий по поводу составлении административных протоколов на журналистов, которые освещают протестные акции, посоветовав обратиться в правоохранительные органы.

«Я не могу прокомментировать ваш вопрос, потому что это администрация президента. Согласитесь, что протокол — это все же правоохранительные органы. Поэтому я рекомендую вам именно в эти органы и обратиться за разъяснениями», — цитирует Пескова ТГ-канал издания.

Ранее эксперты рассказывали «Московской газете» о нарушениях прав журналистов во время протестных акций. Тогда кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко объяснила, что согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона РФ о СМИ, журналист вправе посещать общественные мероприятия, в том числе специально охраняемые места беспорядков и скоплений граждан. Он также вправе присутствовать на митингах, пикетах, публичных акциях и демонстрациях, даже если они не согласованы с властями. А задерживать журналиста во время исполнения своих трудовых обязанностей незаконно.

Новости
Журналистские расследования