Фото: pixabay
25 марта президент РФ Путин в ходе встречи с лауреатами премий в области культуры и искусств пожаловался на дискриминацию в странах Запада всего связанного с Россией, что выражается в том числе в исключении из повестки российской культуры и её известных деятелей«Сегодня пытаются отменить целую тысячелетнюю страну, наш народ. Говорю о прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией, об этой тенденции, которая разворачивается в ряде западных государств», — заявил глава государства.
После начала спецоперации в Украине отношение к России в мире действительно кардинально поменялось. И эти перемены можно разделить на несколько категорий: официальные санкции со стороны большинства развитых государств, отказ от сотрудничества с Россией негосударственных международных объединений и отношение со стороны зарубежной общественности.
С государственными санкциями всё более-менее прозрачно и очевидно. Все они принимаются публично, решениями высших органов власти, и чётко регламентированы в рамках правовых механизмов каждой конкретной страны или межгосударственного объединения. В этой области каждый гражданин России или юрлицо знают, чего ожидать после введения очередных ограничительных мер. В частности, в случае попадания в персональный санкционный список лицу запрещается въезд на территорию Евросоюза, США и других присоединившихся к мерам стран, а все находящиеся на их территории активы этого человека арестовываются. На этих основаниях в Италии, Испании, Франции и многих других государствах Европы заморожены яхты, недвижимость и счета, которые, по данным местных властей, связаны с попавшими под санкции россиянами. При этом юристы подчёркивают, что эти меры не являются конфискацией. Это только заморозка на время действия санкций. Арестованным имуществом не могут пользоваться ни владельцы, ни сами власти этих стран. В дальнейшем возможны два исхода – либо снятие ареста после окончания действия санкций, либо конфискация, которая может произойти лишь по решению суда и при наличии доказательств незаконности получения тех средств, на которые собственность была куплена. Иначе говоря, в действиях самих госорганов Евросоюза или Великобритании вряд ли можно усмотреть дискриминацию именно по национальному признаку. Ограничения действуют в отношении конкретных лиц из российской элиты и в рамках конкретных правовых процедур.
Вторая категория – самостоятельные действия различных негосударственных организаций по прекращению сотрудничества или любых отношений с представителями России. Ещё в начале спецоперации в Украине Международный олимпийский комитет настоятельно рекомендовал отстранить российских спортсменов от всех международных соревнований, чем и занялись международные федерации по разным видам спорта. Западные бренды одежды, автомобилей, косметики и общепита массово объявляют об уходе из нашей страны, ссылаясь в том числе на репутационные издержки от продолжения работы в РФ. Эта кампания по сворачиванию любой деятельности в России и исключения россиян из многих спортивных и культурных мероприятий продолжается до сих пор. Несколько дней назад, к примеру, стало известно, что в этом году в молодёжном чемпионате мира по хоккею вместо российской сборной будут участвовать латвийцы, поскольку россиян ранее отстранили от хоккейных турниров мирового уровня. Аналогичные примеры можно приводить долго, и всё это крайне неприятно для россиян, однако эти решения принимают частный бизнес или самоуправляющиеся организации, действующие по своему усмотрению и имеющие право на подобные шаги, какими бы мотивами они не были продиктованы.
Наконец, самой болезненной темой в этом контексте является отношение к отдельным гражданам России в некоторых странах со стороны таких же рядовых представителей общества. Здесь высокий градус информационного противостояния и политическая напряжённость порой приводят к реакциям, выходящим за рамки морали и закона. Немецкие СМИ со ссылкой на уголовную полицию ФРГ сообщают, что за последнее время зафиксировано 318 правонарушений в отношении выходцев из России. Наиболее распространёнными действиями являются оскорбления на улицах и в Сети, а также порча имущества. 11 марта был совершён поджог российско-германской школы в Берлине, а в Германии, Великобритании и нескольких других странах были отмечены случаи травли и унижений русскоговорящих учеников. По факту поджога школы Берлина полиция начала расследование. Также правоохранители приняли меры реагирования после того, как в начале марта водитель грузовика протаранил ворота посольства РФ в ирландской столице. Звучат и заявления западных политиков высшего уровня о недопустимости насилия и угроз в адрес людей только потому, что они русские или граждане России. С призывами не доходить до дискриминации по национальному признаку, в частности, выступили премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и канцлер ФРГ Олаф Шольц. Однако главные вопросы заключаются в том, насколько массовым стало такое отношение к россиянам и эффективно ли власти противодействуют такого рода инцидентам.
В беседе с изданием «ПравозащитникИнфо» член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Брод отметил, что дискриминация русскоязычных за рубежом носит не единичный, а массовый характер.
«На 15 марта только на горячую линию Россотрудничества поступило свыше 3 тысяч жалоб. А сколько ещё жалоб поступает в российские посольства, в МИД, Фонд правовой защиты соотечественников, в НКО. Тысячи сообщений! И мы далеко не обо всём знаем. Многие боятся сообщать о подобных фактах», — говорит эксперт.
Александр Брод уверен, что нынешнюю ситуацию с дискриминацией русскоязычных можно сравнить с гонениями по национальному признаку в Германии времён Первой мировой или 1930-1940-х годов. Он напомнил, что неохолокостом это явление назвала Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. При этом, по данным члена СПЧ, противодействие массовой травле россиян в европейских странах пока очень вялое. Отдельные голоса тех, кто призывает прекратить дискриминацию по национальному признаку, мало влияют на общую картину. В частности, напомнил собеседник издания, о неприемлемости дискриминации россиян заявили канцлер ФРГ Олаф Шольц и омбудсмен Чехии Станислав Кржечек. Однако к действенным результатам эти реплики пока не привели. По словам Александра Брода, местные правоохранительные органы крайне неохотно реагируют на порчу имущества россиян, а по фактам буллинга школьников вообще не заводится уголовных дел. Между тем, возможности самой России по защите людей, подвергшихся дискриминации за рубежом, весьма ограничены.
«Да, МИД делает заявления, вызывает послов «проблемных» государств, вручает им ноты протеста. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова обращалась к своим зарубежным коллегам-омбудсменам с призывом повлиять на ситуацию, СПЧ обращался к Комиссару Совета Европы по правам человека, к Комиссару ООН по правам человека. Но они не признают эту проблему как системную и банально не вмешиваются. Эта волна будет ещё достаточно долго продолжаться, по крайней мере до окончания специальной военной операции», — заключил Александр Брод.
Он заметил, что из России в те страны, где наблюдается дискриминация, уже практически невозможно добраться, и наши граждане туда не едут. Однако даже возвращение на родину тех, кто уже находится за рубежом, связано с определёнными трудностями.
«Вывоз застрявших туристов-россиян постепенно осуществляется специальными вывозными рейсами. Выехать на родину тем россиянам, кто имеет вид на жительство или зарубежное гражданство, сложнее из-за «железного занавеса», который опустил Запад. Приходится лететь транзитными рейсами через третьи страны. Есть случаи, когда зарубежные авиакомпании отказывались брать россиян на борт», – пояснил Александр Брод.