14 декабря 2019 12:24:18
15562
Автор: Екатерина Скосаренко
В жизни ситуации случаются разные, и некоторые из граждан по убеждению или состоянию здоровья предпочли бы, чтобы их не реанимировали в больнице. Возможно ли это согласно российским законам?

По общему правилу любая медицинская помощь — это право пациента, а не обязанность, поэтому от права на реанимацию в теории можно отказаться также, как и от любых других медицинских манипуляций. Но вот в реальности реализовать это право на отказ технически оказывается крайне сложно в РФ. Даже выбитые на теле тату не заставят врачей нарушить предписанный инструкциями предусмотренный порядок оказания помощи в срочном или экстренном порядке.

Если человек на момент поступления в медицинское учреждение находится в сознании, то медики обязаны учитывать мнение пациента. Согласно ст.20 «Закона об охране здоровья граждан в РФ» в больницах никто не вправе сделать ничего пациенту, если нет его письменного добровольного согласия, а он при этом высказывается против проведения медицинских процедур. Пациент также может не отказываться от лечения вообще, но может отказаться от каких-то конкретных мер (например, переливания крови или проведения оперативных вмешательств, установки катетеров и т.д.). Но если пациент поступает в бессознательном состоянии, то тут медики будут руководствоваться п.9 ст.20 указанного закона, который обязывает их применять экстренное медицинское вмешательство в случае угрозы жизни и здоровью без предварительного письменного согласия пациента. В данном случае они не изучают документы пациента, не проверяют полис, а первом делом оказывают реанимационные мероприятия и спасают жизнь, во всяком случае, должны так действовать.

Даже если родственники будут подсовывать выполняющим свою работу по спасению жизни медикам подписанную пациентом и заверенную нотариусом бумагу об отказе от реанимации, то врачи вряд ли отреагируют. Более того, таких родственников самих могут обвинить в преступлении, предусмотренном ст. 124.1 УК РФ. Согласно этой норме воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение смерти пациента, может быть наказано лишением свободы до 4 лет. Врачи в такой ситуации руководствуются общим правилом, допускающим прекращение реанимации человека, если зафиксирована смерть головного мозга или реанимационные мероприятия неэффективны 30 минут.

Закон предусматривает четкие основания, при которых реанимация не проводится:

- состояние клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью;

- признаки биологической смерти человека.

В наших реалиях никакая татуировка или заверенное нотариальное согласие об отказе пациента не принудит медиков отказаться от проведения реанимационных мероприятий, если пациент без сознания. Они примут в любом случае решение спасать человека, чем потом самим попасть под УК РФ за неоказание помощи больному по ст. 124 (до 4 лет лишения свободы при тяжком вреде).

Этически сложный момент с несовершеннолетними: по закону родители имеют право запретить проводить реанимацию своего ребенка. Но даже в этом случае, медики имеют возможность по решению суда преодолеть запрет законного представителя или же оказать медпомощь по решению консилиума врачей, если законных представителей рядом не окажется. Родители неизлечимо больных детей из гуманных соображений бывают психически готовы «прекратить» страдания маленького пациента, но врачи, тем не менее, все равно будут биться за них до последнего. Тот случай, когда практика применения законодательства оказывается намного шире норм, регулирующих медицинскую сферу. Спасать или не спасать детей — медики в России не задаются таким вопросом. Они спасают!

Новости
Журналистские расследования