Эксперты сетевого издания «ПравозащитникИнфо» прокомментировали скандал, который набирает обороты в столице. Речь идёт о предполагаемом рейдерском захвате недвижимости — комплексе зданий в центре Москвы на улице Пятницкой. Как сообщает «Московская газета», ущерб, который нанесли «грязные воротнички» предпринимателю Юлии Хмельницкой, составляет около 1 млрд рублей.
Дело на миллиард
Эта история началась в 2015 году, но до 2018 года собственник бизнеса ООО «Хмель» даже не догадывался, насколько плачевно обстоят дела в её фирме. Последние 1,5 года Юлия Хмельницкая — владелец трёх зданий на Пятницкой — безуспешно пытается доказать правоохранительным органам, что против неё действует не просто запутавшийся топ-менеджер и исполнительный директор, обманувший своего хозяина, а самая настоящая организованная преступная группа.
Обо всём по порядку.
В 2015 году компания «Хмель» (в лице генерального директора Александра Гриднева, — прим. авт.) безвозмездно выступила поручителем и залогодателем по кредиту сторонней компании — некой ООО «Русрегион Групп». Позднее, самостоятельно обратившись в полицию, Гриднев заявил, что действовал не один, что у него были помощники. Не исключено, что это кто-то из них подделал подпись.
Коммерческая структура, за которую поручался Гриднев, так и не выполнила обязательств по кредиту. В результате комплекс зданий на улице Пятницкой отошёл за долги ПАО «Евразийский банк, рассказывает предприниматель.
«На протяжении трёх лет от нас скрывался не только факт залога имущества, но и ведущихся судебных разбирательств, — вспоминает Юлия Хмельницкая. — В конце 2017 года, появившись в полиции, Гриднев с порога заявил, что сам стал жертвой мошенников. Он дал понять, что в этой команде было несколько граждан. В официальных документах, кроме фамилий сообщников Гриднева, есть такая формулировка: «неустановленные лица из числа сотрудников ПАО «Евразийский банк».
«Грязные воротнички»
Несмотря на то, что в декабре 2017 года Гриднев сам явился с заявлением в УВД по ЦАО ГУ МВД Москвы, преступление до сих пор не раскрыто. Более того, как отметила Хмельницкая, сегодня правоохранительным и надзорным органам известны все фигуранты захвата. Часть из них связаны с банковской деятельностью, другая часть — предприниматели. В документе фигурируют следующие имена и фамилии: Эльмира Милосердова, Максим Бойко, Дмитрий Хасанов. Кто именно манипулировал Гридневым, и кто конкретно втянул его в эту авантюру – доподлинно неизвестно. Впрочем, наличие подозреваемых в этом скандальном деле не повлияло на ход расследования рейдерского захвата.
Не исключено, что Гридневу предложили поучаствовать в сверхприбыльном проекте (возможно, инвестировать в тот самый ООО «Русрегион Групп», — прим. авт.), который был связан с торговлей нефтепродуктами. Пообещали огромные деньги, бизнесмен согласился и заложил банку чужое имущество.
Популярный рейдерский приём
По мнению экспертов издания «ПравозащитникИнфо», реализованная схема, из-за которой Юлия Хмельницкая лишились своего имущества, вовсе не нова.
По словам адвоката Марии Деревщиковой, подделка подписи — это популярный и часто используемый приём для завладения имуществом и фальсификации оснований возникновения обязательства.
«В данной ситуации, в рамках одной из процессуальных проверок, было установлено, что залог недвижимого имущества был зарегистрирован в Росреестре в результате подделки подписи на сфальсифицированном протоколе внеочередного собрания учредителей», — говорит Деревщикова.
Со слов адвоката, пострадавшей стороне необходимо в судебном порядке оспаривать как договор поручительства, так и договор залога.
«Безусловно, обращение в правоохранительные органы оправданно, но параллельно необходимо оспаривать все эти сделки, — продолжает Деревщикова. — К сожалению, просто привлечение к уголовной ответственности виновных лиц само собой не вернёт имущество его законным владельцам. На мой взгляд, для того чтобы избежать такого рода проблем, необходимо максимально детально прописывать полномочия в договоре доверительного управления. Кроме того, при получении отчетов лучше все-таки запрашивать дополнительную информацию, а не просто текст отчета. Лицо, которое управляет вашими активами, должно находиться под вашим контролем, тем более, когда речь идёт о его праве совершать сделки на крупные суммы».
Атакуют — успешных
Директор «Бюро корпоративного консалтинга и безопасности» Алексей Долженков, опираясь на опыт, уверен, что рейдерский захват уже давно проходит без участия «братков» и людей в масках. На их место пришли банкиры.
«Как правило, рейдерскому захвату подвергаются успешные компании составляющие конкуренцию, компаниям, принадлежащим (прямо или косвенно) банкам или компании, имеющие в собственности дорогостоящие активы: недвижимость, оборудование или автопарки. В данном случае предметом наживы выступили объекты недвижимости, находящиеся в собственности юридического лица. Это самый простой случай для «отжима» имущества», — объясняет Долженков.
Директор «Бюро корпоративного консалтинга и безопасности» добавляет, что в подобных ситуациях важен комплексный подход, то есть проведение мероприятий по всем возможным направлениям воздействия на злоумышленников, но обязательно в рамках единого замысла.
«Каждое действие должно преследовать свою конкретную цель, нельзя допускать хаотичного разбрасывания по инстанциям жалоб, исков, ходатайств и других мер. Прежде всего, необходимо добиться возбуждения уголовных дел, тут как минимум надо понимать специфику работы правоохранительного блока: быть уверенным в отсутствии сговора с мошенниками, а при его наличии правильно собрать и правильно передать информацию, подтверждающую коррумпированность отдельных сотрудников. Далее плотно сотрудничать со следствием, оказывать содействие и одновременно держать руку на пульсе. Важно формироватьправильную юридическую позицию и отстаивать её в рамках судебных процессов», — заявил Долженков.
Эксперт считает, что выявление всех участников преступной схемы, распределение их ролей, поможет правильно понять ситуацию, систематизировать передаваемую правоохранительным органам информацию, а также будет способствовать грамотному планированию мероприятий по возврату собственности.
«Это может быть сбор компрометирующей информации в отношении участников преступной схемы и поиск других потерпевших. Сбор и анализ информации в отношении имеющегося, или использованного участниками преступной схемы «административного ресурса», так как с их противодействием в любом случае придется столкнуться и неплохо быть к этому подготовленным. Ну, и, естественно, придание публичности этой ситуации», — заключил собеседник издания.