Фото: ПравозащитникИнфо
В январе 2022 года в Приморскую краевую больницу была госпитализирована пожилая пациентка, которая через две недели скончаласьПри госпитализации у нее забрали (по описи) серьги из желтого металла с прозрачными камнями и крестик из темного металла с прозрачными камнями. После смерти пациентки в больницу пришла дочь за вещами матери, но выяснилось, что серьги пропали. В больнице было проведено служебное расследование, возбуждено уголовное дело, но серьги так и не нашлись. Между тем, как утверждала дочь, это было дорогостоящее изделие с изумрудами в комплекте с кольцом
Суд проверил данные записи в книге учета ценных вещей и посчитал доказанным, что при поступлении в больницу от пациентки были приняты на хранение серьги из желтого металла с прозрачными камнями. В книге была запись, что драгоценности были упакованы медработниками в пакет и помещены в сейф. При этом рыночная стоимость пропавших драгоценных изделий была определена заключением эксперта-геммолога и по чекам о покупке, предоставленным дочерью пациентки. То, что пациентка не заключала договор хранения в письменном виде с больницей, суд посчитал несущественным. На стационар распространяются по закону все нормы ст. 891 и 900 ГК РФ, согласно которым больница как хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение. Хранитель обязан был по закону предпринять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность передаваемых пациенткой вещей. Между тем больница не определила конкретное должностное лицо, которое в рамках договора хранения будет отвечать за сохранность вещей пациентов, а значит не предприняла все необходимые меры по договору хранения.
В этой связи суд пришел к выводу, что именно больница является стороной, обязанной возместить убытки от утери ценных вещей, принадлежащих пациентке, вне зависимости от того, по чьей вине эта потеря произошла. При этом были отклонены доводы ответчика о том, что истцом не доказано, что на хранение поступили именно серьги с бриллиантами. Сотрудники больницы могли подробнее описать изделие при его приемке, однако они этого не сделали. Истец предоставила в суд чеки о покупке комплекта с бриллиантами. В итоге суд взыскал с больницы в пользу дочери пациентки убытки, причиненные утратой сережек убытки в размере 40 668, 45 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 17 280 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 420 рублей (всего около 60 тыс. рублей).
В апелляции это решение устояло.