С этим столкнулись сегодня многие москвичи, о чем неоднократно писали пользователи соцсетей. В частности, появлялись сообщения о том, что якобы были заблокированы карты не только тех, кого отнесли к группам риска (пожилые и больные хроническими заболеваниями граждане), школьников, но и некоторых других льготников, кого указ столичного руководства, строго говоря, не касался. О блокировке проезда сообщили некоторые столичные многодетные родители, которые, по их словам, не относятся к группам риска, подпадающим под действие указа мэра о приостановке транспортных карт.
В этой ситуации юристы рекомендуют немедленно и непосредственно обратиться в Департамент транспорта столицы с заявлением о разблокировке льготы на проезд в связи с некорректным и ошибочным решением при исполнении указа мэра.
Но что делать всем остальным категориям, которые «попали» под указ мэра о приостановке льготы и не могут сейчас передвигаться по свои делам бесплатно, несмотря на льготу, а только за деньги? Как в условиях бушующей пандемии добираться до поликлиник пожилым гражданам и школьникам, у которых поликлиники и некоторые магазины находятся не в пешей доступности? О такой проблеме, в частности, заявили льготники районов Коньково и Северное Бутово.
«Согласно ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» региональным властям предоставлено право только определять обязательные правила поведения для граждан и ограничивать их нахождения в зонах ЧС и их угрозы. Если мэр Москвы посчитал общественный транспорт такой зоной угрозой ЧС для отдельных категорий граждан, тогда столичные власти имели право не пускать граждан группы риска и школьников, но не лишать их льготного проезда. Поставить на входах в общественный транспорт кордоны, охранять их с помощью полиции и Росгвардии, запретить проход в метро и усиленно контролировать исполнение особого прохода в зоны ЧС, признанные региональными властями опасными. Исключительно и только такие меры мэр имел право принять по федеральному и столичному законодательству. Обратите внимание: сами региональные льготы на проезд и право бесплатного проезда были установлены вовсе не мэрией Москвы, а Мосгордумой, которая определила категории льготников в законах города Москвы: «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы». При этом п.16 последнего указанного законодательного акта даёт правительству Москвы право только вести и обслуживать реестр этих льготников через собственные учреждения, но никак не приостанавливать право нуждающихся граждан на льготу», — поясняет кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко.
По словам юриста, льгота сохраняется по закону, и это не в компетенции мэра Москвы — отменять определенные законом Москвы льготы для жителей столицы.
«Как могло бы и должно было быть сделано по закону приостановление льгот? Мосгордума должна была с помощью поправок столичного законодательства предоставить мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности и ЧС решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение. И тогда бы вопросов к московским властям не было, поскольку порядок был соблюден, а решение проведено согласно установленным нормам. Но сейчас складывается впечатление, что исполнительные власти регионов решили, что законы и установленную ими компетенцию можно при пандемии не соблюдать, что решения губернаторов и мэров обладают наивысшей юридической силой на территории РФ. Но это не так. Законы должны соблюдаться всеми, особенно мэром главного города и региона РФ, на который ориентируются в правоприменении остальные субъекты нашего государства», — говорит Екатерина Скосаренко.
Эксперт обращает внимание на то, что «в Уставе столицы есть п.8 ст. 41, определяющей полномочия мэра Москвы, согласно которой «Правовые акты, издаваемые мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам президента Российской Федерации, постановлениям правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы». Мэр по ст.41 Устава вправе принимать только фактические экстренные меры для ликвидации последствий ЧС и их угрозы с уведомлением тех органов, в чью компетенцию это входит. Но никак не лишать, пусть и временно, льгот на проезд региональных льготников».
«В случае, если акты мэра противоречат действующему законодательству, применяются акты более высшей юридической силы – а именно – законы города Москвы, определяющие круг граждан, имеющий право на бесплатный проезд. Оспорить принятый вне компетенции указ столичных властей, нарушающий права человека и гражданина и охраняемые законом интересы, жители вправе: согласно статье 68 Устава Москвы в суде по месту нахождения столичной мэрии через административное исковое заявление к мэру Москвы. При этом граждане льготной категории, чьи права были нарушены спорным указом мэра, могут претендовать не только на компенсацию ущерба из-за его реализации и трат, осуществленных за проезд в период приостановления льгот на проезд в столице, но также на компенсацию морального вреда. Об это прямо говорит Верховный суд РФ. Так, ВС РФ в Определении по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 г. указал, что «если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение, в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда». По мнению высших судей, соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан. Подробнее с позицией ВС РФ можно ознакомиться на сайте суда.