Так, житель Москвы владел гаражом в ГСК «АВТОКОМП-1». Он и еще 125 членов ГСК пользовались гаражами и своевременно уплачивали членские взносы. Тем не менее, налоговая исключила ГСК из реестра юрлиц в ноябре 2017 и ликвидировала кооператив, так как тот целый год не предоставлял отчетности и у него не происходило движения денежных средств. Истец попробовал оспорить ликвидацию ГСК в самой налоговой службе и в судах, но везде получил отказ. И тогда была подана в Конституционный суд РФ. Только на данном уровне владельцы гаражей неожиданно получили защиту.
Как указано в решении КС РФ, упрощенный внесудебный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ обеспечивает стабильность гражданского оборота. Но при этом он создан для коммерческих организаций, поскольку именно для них наличие переводов и других банковских операций подтверждает фактическую деятельность юрлица.
Для некоммерческих структур такие банковские переводы вовсе не обязательны. Их уставная деятельность этого может вообще не предполагать. Из чего КС РФ делает вывод, что недопустимо ликвидировать некоммерческие организации за отсутствие банковских операций, поскольку это не означает прекращение их работы. Ликвидировать за непредоставление отчетов некоммерческую организацию также нельзя — это является лишь основанием для применения налоговых санкций.
В итоге КС РФ приходит к выводу, что «в действующем правовом регулировании отсутствует удобный и необременительный механизм получения членами ГСК информации о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ, чтобы вовремя обжаловать это решение».
Положения закона о регистрации были признаны неконституционными, а дело наплавлено на пересмотр. Законодателю предложено прописать в ФЗ нормы о том, что налоговые инспекции обязаны информировать некоммерческие организации о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и о возможности направить возражения против ликвидации.