Расследование возглавил заместитель начальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский. Окончательные выводы делать рано, а пока, по данным Коммерсанта, комиссия склоняется к выводу о фатальных ошибках экипажа:
- Решение экипажа лететь через грозовой фронт.
- Не был израсходован запас топлива, для чего требовалось продержаться в воздухе несколько часов с неисправной автоматикой.
- Принято решение об экстренной посадке с превышением максимальной массы за счет неизрасходованного керосина.
- В условиях отключения автоматики и отсутствия радиосвязи приземление происходило в ручном режиме с перелетом более 1 км и превышением путевой скорости на 30 км/ч, превышением вертикальной скорости снижения машины.
- При первом отскоке машины от жесткого приземления вместо стабилизации самолета в посадочном положении пилоты прижимали нос машины к земле, спровоцировав новые отскоки, сломавшие стойки шасси и пробившие топливный бак, что и привело к возгоранию самолета.
Но эксперты говорят также о недостатках самого самолета. Согласно данным черных ящиков, датчик задымления сработал через несколько минут после взлёта, поэтому все решения, касающиеся приземления, принимали летчики уже под воздействием угарного газа, проникающего в кабину. В этих условиях держать самолет в воздухе было крайне рискованно.
Какие вопросы возникли относительно надежности лайнера Сухой Суперджет:
- При ударе молнии не должно возникать проблем с электроникой, автоматикой и радиосвязью в самолете, как это случилось 5 мая.
- При грубой посадке в лайнере складываются шасси, а фюзеляж и двигатели касаются земли, в итоге трение спровоцировало пожар.
- Непродуманное шасси, ненадежная электроника и выходящие из строя двигатели.
- Только за последний год зафиксировано 8 серьезных происшествий с лайнерами этой модели.
Как сработали спасательные службы при инциденте
Что касается наземных экстренных служб, то первая пожарная машина прибыла через 1 минуту, остальные – в течение 4 минут после подачи экстренных сигналов «Тревога» и «Готовность», и нормы были соблюдены. Но судя по размещенным видео, есть подозрения, что сама кнопка была нажата диспетчерами с опозданием. Похоже на то, что диспетчеры, только когда увидели пожар на борту Суперджета и выбегающих пассажиров, вызвали экстренные службы: «2–10, «вода», давайте, подъезжайте».
Пассажиры с передних рядов задержали эвакуацию
Вряд ли стоит обвинять людей, которые в стрессовой и критической ситуации горящего самолета действуют «на автомате», хватая сумки и чемоданы и задерживаясь у надувного трапа (согласно показаниям стюардесс, им приходилось буквально выталкивать каждого пассажира на трап). Этот страшный инцидент продемонстрировал неготовность, вернее, катастрофическую неподготовленность нашего общества к экстренным ситуациям. Ни в одной российской авиакомпании при предварительном обязательном оповещении в самолетах не говорят пассажирам специально, что ручную кладь с полок хватать в аварийных ситуациях категорически запрещено! Как после аварии на Тенерифе в 1977 году, унесшей жизни 583 человек, были полностью пересмотрены международные авиационные правила, так и после нынешней российской катастрофы 5 мая подготовка российских граждан к эвакуации и тщательная проработка их действий в чрезвычайных ситуациях должна стать первоочередной необходимостью и жизненно важной задачей, адекватное решение которой способно спасти чьи-то жизни в критические моменты.