Верующие из «неосновных» конфессий заявили о давлении и незаконном ограничении свободы вероисповедания после принятия поправок из «пакета законопроектов Яровой». Они сообщили о невозможности строить храмы для богослужений, о признании экстремистскими по содержанию религиозных брошюр, а также о постоянных необоснованных проверках. На заседании СПЧ было предложено учредить институт уполномоченного по защите прав верующих граждан.
Основные проблемные моменты этой сферы, которые были выявлены на заседании Совета:
Во-первых, суды выявляют миссионерскую деятельность (распространение информации о своем учении) в религиозной активности граждан и привлекают их за это к административной ответственности. Между тем, любой верующий должен иметь право и возможность свободно общаться на тему своей веры без опасности быть привлеченным за незаконную миссионерскую деятельность.
Во-вторых, правоохранительные органы очень своеобразно трактуют понятия «унижение достоинства людей» и «возбуждение ненависти и вражды» (ст. 282 УК РФ) и признают экстремистскими тексты на религиозную тематику. Однако игнорируется тот факт, что большинство религиозных текстов христианского и мусульманского толка также крайне сложно назвать толерантными.
В-третьих, религиозные объединения сталкиваются с огромным количеством государственных проверок на предмет наличия экстремизма в их деятельности; при этом не предусмотрено механизма защиты прав верующих во время таких мероприятий.
В-четвертых, местные власти фактически препятствуют возведению храмов «неосновных» конфессий, отказываясь создавать участки с целевым назначением «религиозная деятельность». Верующие не только не могут построить религиозные сооружения, но даже собираться для бесед у своих прихожан (ранее «Правозащитник.Инфо» писал о случаях штрафов за проведение религиозных встреч в частных домах). 8 октября Конституционный суд РФ выслушал доводы сторон по жалобе верующих, однако решение пока не объявлено.
В-пятых, при экспертизе религиозной литературы в обязательном порядке следует привлекать профильных специалистов по вопросам религии и «отсекать» случайных экспертов. Как заявил главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев, зачастую правоохранительные органы привлекают для проверки соответствующей литературы не религиоведов и лингвистов, а учителей начальной школы, которые не всегда компетентно разбираются в специфических вопросах религии.
По итогам заседания глава СПЧ Михаил Федотов высказал надежду, что выявленные проблемы найдут свое отражение на пленуме Верховного суда РФ. Все рекомендации будут представлены президенту РФ в декабре этого года.