Правозащитники посчитали излишней блокировку за мат в социальных сетях

Фото: ПравозаитникИнфо/ Алёна Черепкова

Эксперты будут наблюдать за возможными злоупотреблениями в этой сфере

В России ввели запрет на публикацию в соцсетях постов, которые содержат нецензурную брань. Соответствующий пункт есть в принятом в Госдуме в третьем чтении законопроекте. Кроме того, проект подразумевает, что администрация социальной сети должна находить и удалять информацию, содержащую оскорбления органов власти и государственных символов страны, призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных акциях протеста. В случае сомнений администрация соцсети может запросить экспертное мнение Роскомнадзора.

Новые требования должны вступить в силу уже с 1 февраля 2021 года. При этом наказания за их неисполнение не предусмотрено.

По мнению кандидата юридических наук Екатерины Скосаренко, свобода слова заканчивается там, где нарушаются права других лиц, ущемляется общественная мораль и нравственность. Журналисту издания эксперт объяснила, что если материалы с неприличной лексикой выложены в свободном доступе в Интернете для любых глаз и ушей, то это может и должно рассматриваться как нарушение установленных правил.

«Самовыражаться необходимо там, где это допустимо, например, в кругу друзей, при условии, если человек находится не в общественных местах или же в закрытой группе форума. Запрет оскорблений в нецензурной форме, включая соцсети, действовал и раньше. В статье 5.61 КоАП РФ имеется состав «Оскорбление», по которому за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, следует административный штраф граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, - поясняет Екатерина Скосаренко. - На данный момент статью по оскорблению поправили и дополнили, ужесточив ответственность. Из нового – операторы инфоресурсов и владельцы интернет-порталов теперь обязаны блокировать контент, содержащий нецензурную брань.

Юрист отметила, что, согласно рекомендациям Роскомнадзора, к выражениям в неприличной форме должны быть отнесены четыре общеизвестных слова на «х», «п», «е», «б», а также любые производные от них слова и выражения. А в 2018 году к этому списку в надзорном органе также добавили слово на «м», обозначающее женские половые органы.

Екатерина Скосаренко обратила внимание на то, что проставление точек вместо некоторых букв вышеуказанных слов также может привести к обвинениям в использовании нецензурной лексики.

«При этом Роскомнадзор не относит к мату слова из просторечия и жаргона. Для данных выражений установлен режим ограниченного использования при условии выполнения требований к соответствующей маркировке материала. Свободное выкладывание в Сеть специфических выражений в неприличной форме может привести к административной ответственности», - добавила эксперт.

Член СПЧ при президенте РФ Александр Брод рассказал, что вопрос о допустимости использования нецензурной лексики поднимался неоднократно. По мнению правозащитника, он неоднозначен. 

Александр Брод пояснил, что мат является неотъемлемой частью общения, выражения эмоций для немалого количества сограждан. Правозащитник также обратил внимание на то, что ненормативная лексика широко используется, в том числе, в произведениях литературы. Поэтому, как отметил эксперт, возникает вопрос, насколько администраторы социальных сетей будут технически способны вести тщательный мониторинг и отслеживать колоссальный объем информации. Хватит ли у них знаний для того, чтобы грамотно и объективно оценить контент?

«Если в сообщении будет, например, содержаться цитата из какого-то произведения литературы. Представим, что страничку пользователя заблокируют, у него может уйти немало времени и сил на разблокировку. А то еще и денег за услугу попросят. При этом вдруг в то же время пользователю необходимо будет передать какую-то актуальную информацию, от которой будет зависеть состояние его здоровья или его близких. И таким образом администрация социальной сети может причинить пользователю серьезный ущерб.

Поэтому, конечно, правозащитники и эксперты будут наблюдать за возможными злоупотреблениями в этой сфере, суммировать их и затем выходить с инициативой о совершенствовании законодательства, - говорит Александр Брод. - На мой взгляд, проблема снова в том, что наши законодатели в очередной раз считают, что только запретами, завинчиванием гаек можно изменить ситуацию. Я не возражаю, что информация радикального, экстремистского характера представляет опасность, но для этого есть другие контролирующие организации. В том числе, органы прокуратуры имеют сейчас право блокировать сегменты Интернета даже без решения суда.

Социальные сети и так напуганы, понимают, что может наступить ответственность за распространение противозаконной информации. Однако с нецензурной лексикой может быть много путаницы: от субъективного толкования до необоснованных запретов.

В конце концов, наши граждане изобретательны. Мы знаем, что при трансляции на телевидении или в кино нецензурную фразу могут заглушить. Так же и пользователи социальных сетей могут найти выход из ситуации. Тем более, есть синонимы, обозначения слов в виде первой и последней букв. Поэтому, на мой взгляд, запрет на использование нецензурной лексики - это избыточная норма».

Новости
Журналистские расследования