Фото: ПравозащитникИнфо
Прокуратура Тамбовской области сообщила об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу в отношении генерального директора ООО «КомЭк» Игоря Блюма. С одной стороны, всё выглядит так, будто обвиняемый пытался провернуть нехитрую схему мошенничества, не обладая необходимой лицензией на осуществление предпринимательской деятельности. С другой, многое в этом деле наталкивает на мысль о попытке выдавливания неугодного конкурента с рынкаОбвинение в мошенничестве и осуществлении деятельности без лицензии
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере) в ближайшее время направится в Тамбовский районный суд для рассмотрения по существу. Следствие считает, что с января по декабрь 2020 года обвиняемый, занимавший должность генерального директора организации, специализирующейся на обработке и захоронении твердых коммунальных отходов, завышал объемы фактически выполненных работ. В результате этого Игорю Блюму удалось присвоить денежные средства регионального оператора на сумму свыше 22 миллионов рублей.
Кроме того, следствие указывает на то, что с октября 2015 года по сентябрь 2021 года обвиняемый вел предпринимательскую деятельность без необходимой лицензии и получил доход в размере более 57 миллионов рублей
Таким образом, в деле Игоря Блюма два состава: первый — обвинение в мошенничестве (перерабатывал не весь мусор, поступавший от регионального оператора, а только часть, отправляя остальное на полигон непереработанным), и второй — осуществление деятельности без лицензии.
Материалы дела опровергают обвинение
В распоряжении нашей редакции оказалась жалоба в прокуратуру, составленная Игорем Блюмом.
В ней директор ООО «КомЭк» указывает на то, что 12 января 2023 года он заявил ходатайство, в котором изложил факты, свидетельствующие о незаконности его преследования. Среди прочего, Игорь Блюм цитирует постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В документе говорится о хищении денежных средств АО «Тамбовская сетевая компания» путём обмана и неисполнения надлежащим образом условий договора на обработку твёрдых коммунальных отходов (далее ТКО). Обвинение полагает, что Блюм принял решение не осуществлять обработку части поступающих ТКО, а без таковой отправлять отходы на полигон.
По мнению следствия, чтобы реализовать данную схему мошенничества Блюм давал незаконные указания начальникам производственных смен о том, что поступающие ТКО необходимо разгружать для захоронения сразу на полигоне, либо на территории временной площадки. Помимо этого, используя служебное положение, директор ООО «КомЭк» якобы поручал бухгалтеру составлять документы на оплату услуг для АО «Тамбовская сетевая компания» (региональный оператор по обращению с ТКО), содержащие недостоверные сведения о стоимости оказанных услуг.
В своей жалобе в прокуратуру Игорь Блюм замечает, что сами фигуранты, упомянутые следствием, опровергают эту версию, а оказанные ООО «КомЭк» услуги были приняты АО «ТСК» без разногласий, все закрывающие акты подписаны без возражений. Довод о том, что АО «ТСК», обладая возможностью контроля над процессом оказываемых услуг через камеры круглосуточного видеонаблюдения, выявило обман, директор ООО «КомЭк» считает надуманным.
«Ввиду необоснованного ограничения времени на ознакомление с делом до 12.01.2024 года я лишь частично прочитал его материалы. Речь даже не столько о том, что обвинение строится на предположениях и догадках, сколько о том, что материалы дела не только не подтверждают, но и полностью опровергают обвинение. А в некоторых случаях можно говорить о наличии признаков фальсификации доказательств», — комментирует ситуацию изданию «ПравозащитникИнфо» Игорь Блюм, добавив, что об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу его пока не уведомили.
В качестве примера директор ООО «КомЭк» упоминает показания работников своей компании. Из них следует, что и они и их предприятие в целом были заинтересованы в обработке максимального объёма поступающих твёрдых коммунальных отходов. Это объясняется тем, что предприятие имело дополнительные доходы от продажи вторичного сырья, извлечённого из ТКО. Сотрудники получали за это премии.
«Отдельная история в этом деле — это игнорирование ключевых фактов, — продолжает Игорь Блюм. — В материалах говорится о правовой оценке того обстоятельства, что часть отходов, поступивших от АО «ТСК» в 2020 году, была направлена ООО «КомЭк» на захоронение без проведения обработки. Вот только при утверждении производственной программы и тарифа для ООО «КомЭк» на 2020 год Управление по регулированию тарифов Тамбовской области установило, что сортировке подлежит лишь часть поступивших объёмов ТКО. А именно — не более 150 тыс. тонн».
Что касается лицензирования, как уже упоминалось, следствие считает, что у Игоря Блюма возник умысел на осуществление незаконной предпринимательской деятельности по захоронению отходов I-IV классов опасности в октябре 2015 года. Но на упомянутую дату ООО «КомЭк» обладало бессрочной лицензией на данный вид деятельности. Впоследствии областное Управление Роспотребнадзора провело все установленные законом процедуры по проверке работы ООО «КомЭк», включая переоформление лицензии на захоронение отходов на полигоне, расположенном в Тамбовском районе.
Вопросы без ответа
По информации пресс-службы тамбовского управления МВД, Игорь Блюм находится под подпиской о невыезде. В его защиту уже выступил центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», сопредседателем которого является федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Некоторые СМИ заинтересовались ситуацией вокруг возглавляемого им предприятия. Она действительно вызывает множество вопросов. Например, если следствие вменяет в вину Блюму, что тот с 2015 года работал без лицензии, спрашивается: как вышло, что он был единственным, кто в Тамбовской области перерабатывал мусор и заключал контракты с государством? Неужели чиновники не замечали нарушения? Более того, как руководимое им предприятие всё это время получало благодарности и награды за свою работу.
Может ли быть так, что мы имеем дело с очередной попыткой выдавливания неудобной компании с рынка? Эта версия выглядит вполне состоятельной. Особенно если учесть, что ТСК и «Комэк» конкуренты. И та, и другая компания претендовали на статус регионального оператора.
ООО «Комэк» открыто в Тамбовской области в 2005 году с целью сбора отходов. Уставный капитал компании — 10 тысяч рублей. В 2022 году выручка составила 332,4 миллиона рублей, чистый убыток составил 54,4 миллиона рублей. Генеральным директором с 2016 года и владельцем 80% долей с 2014 года является Игорь Блюм. Оставшиеся 20% принадлежат Андрею Угничу, который также является совладельцем ООО «ТЭКО-сервис» в Тамбове.