Фото: ПравозащитникИнфо
В Нижнем Новгороде в казенном учреждении уволилась по собственному желанию работница-документовед. 13 февраля 2023 года ее заявление на увольнение было удовлетворено приказом начальника. 7 марта 2023 года женщине стало известно, что она в положении, срок 6 недель, и она стала на учет по беременности. 24 апреля 2023 она решила подать заявление о восстановлении на работе, которое было оставлено работодателем без удовлетворенияТогда женщина подала заявление в суд и потребовала восстановить ее в должности. Райсуд иск удовлетворил, восстановил беременную сотрудницу в должности и взыскал с работодателя зарплату за время вынужденного прогула в размере 165 059 руб. и компенсацию морального вреда 15 000 руб.
Но в апелляции это решение было отменено. Суд посчитал, что раз заявление об увольнении было подано истцом лично, добровольно и осознано, между сторонами было надлежащим образом достигнуто соглашение о дате увольнения работника, свое заявление об увольнении она не отзывала, у работодателя не имелось предусмотренных законом оснований для отказа работнику в увольнении по собственному желанию.
Тогда была подана жалоба в суд кассационной инстанции.
Первый кассационный суд отменил решение апелляционной инстанции. Суд кассации подчеркнул, что заявление работницы об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию в связи с наличием у нее беременности, о которой на тот момент она не знала, является основанием для признания увольнения незаконным ввиду отсутствия на это волеизъявления работника. В противном случае фактически имеет место прекращение трудового договора не по инициативе работника, а по инициативе работодателя с нарушением запрета, предусмотренного ТК РФ. В итоге в силе было оставлено решение суда первой инстанции о восстановлении работницы в должности, хотя да эту должность в казенном учреждении уже давно приняли другого сотрудника.