Отравление со смертельным исходом в Тамбовской области нужно расследовать на высшем уровне: что происходит со здравоохранением в регионе

Фото: ПравозащитникИнфо

6 сентября в Тамбовской области произошла трагедия: от пищевого отравления умерла несовершеннолетняя жительница Никифоровского района София Акользина (накануне по этой же причине скончалась её мать Татьяна). Девочку не взяли на госпитализацию два медучреждения области, после чего она попала в реанимацию одного из них и умерла. Как говорят собеседники издания «ПравозащитникИнфо», виноватых в этой многофакторной ситуации может быть много. Неорганизованность лечебного процесса, халатность и некомпетентность врачей и, с другой стороны, недостаток врачебного персонала и его гиперзагруженность – всё могло наложить свой отпечаток на судьбу скончавшихся. Член СПЧ при президенте РФ Александр Брод рассказал, какие меры было бы разумно принять для недопущения подобных ситуаций в регионе в дальнейшем

6 сентября в Тамбовской области произошла трагедия: от пищевого отравления умерла несовершеннолетняя жительница Никифоровского района София Акользина. Накануне по этой же причине скончалась её мать Татьяна. Отравление также получила сестра погибшей девочки Надежда. Как рассказала Надежда Акользина изданию «Вести.Тамбов», причиной отравления могла стать колбаса, купленная в одном из сетевых магазинов райцентра. Однако, весь трагизм ситуации заключались ещё и в том, что отравившихся девочек не взяли на госпитализацию два медучреждения области.

Сначала тётя девочек Наталья Акользина повезла их в Никифоровскую ЦРБ. Оттуда их направили в Тамбовскую детскую областную клиническую больницу. Там, как утверждает в комментарии «Вести.Тамбов» начальник отдела Министерства здравоохранения Тамбовской области Людмила Кречетова, по результатам осмотра врачом-инфекционистом «состояние ребёнка (судя по всему, Софии Акользиной, – прим.авт.), признано удовлетворительным, для наблюдения предложена госпитализация, но по семейным обстоятельствам сопровождающая родственница от госпитализации отказалась, в связи с чем было рекомендовано амбулаторное лечение». При этом Наталья Акользина рассказала «Вести.Тамбов», что госпитализации девочек ей никто ни в какой форме не предлагал. Наталья снова повезла детей в Никифоровскую ЦРБ, но и там в госпитализации отказали. К ночи состояние Софии Акользиной стало критическим, и она умерла в реанимации Никифоровской ЦРБ. Надежда Акользина была госпитализирована.

«Следователи в рамках возбужденного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, дадут правовую оценку действиям медицинских работников, принимавших участие в оказании медицинской помощи скончавшейся девочке», – заявляла Елена Кярсна, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Тамбовской области.

По информации ТГ-канала «Тамбовский юрист», возбуждено ещё одно уголовное дело – по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц).

Ротация кадров в российском здравоохранении и нехватка врачей – это общие системные проблемы, прокомментировал ситуацию изданию «ПравозащитникИнфо» руководитель Общественной палаты Тамбовской области, профессор политических наук Владимир Пеньков.

«Особенно не хватает врачей узкой специальности. Сомневаюсь, что первые руководители региона должны отвечать за каждого врача и каждую больницу. Но, в любом случае, в системе здравоохранения есть проблемы: это и кадровые вопросы, и система подготовки руководителей, и формирование ответственного отношения врачей к своей работе. Что касается установления виновных в трагедии, для этого есть «люди в погонах». Я не готов высказать свое мнение, поскольку у меня нет полной картины произошедшего. Насколько я знаю, Следственное управление по Тамбовской области Следственного комитета РФ занимается этим делом. В рамках чисто человеческой моральной оценки, я, прекрасно понимая, что врачи в России не застрахованы от врачебной ошибки, считаю, что самая большая ошибка – это невнимание, отсутствие чуткости. По имеющейся информации, сотрудники как Тамбовской областной детской клинической больницы, так и Никифоровской ЦРБ не проявили должной настойчивости по диагностике поступивших к ним с пищевым отравлением людей. Это большая трагедия, здесь хочется выразить соболезнования родным и родственникам погибших. Искренне жаль, что эта история произошла. Хочется надеяться, что медицинское сообщество сделает из неё правильные выводы. С другой стороны, в этой многофакторной ситуации нужно дождаться объективного расследования, а правовые оценки предоставить Управлению Следственного комитета», — отметил Владимир Пеньков.

О причинах произошедшей на Тамбовщине трагедии и мерах по предотвращению подобных ситуаций в дальнейшем рассказал изданию «ПравозащитникИнфо» член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ Александр Брод.

«Причина – может быть в нескольких факторах. Это и общий рост жестокости и нетерпимости в обществе, очерствение сердец и душ, неумение слышать чужую боль. Это и низкое качество медицины вследствие падения профессионализма врачей, понижения уровня подготовки студентов медвузов. Это и коммерциализация здравоохранения, при котором рядовой гражданин становится «лишним человеком». И пагубная оптимизация здравоохранения, когда сокращали медучреждения, выдавливали профессионалов. Слабый контроль за медициной. А также коррупционные схемы в здравоохранении и иных сферах», — сказал Александр Брод.

По мнению правозащитника, ответственность должны нести, прежде всего, те врачи, которые не приняли нуждающихся, не осмотрели, не выявили причину, не госпитализировали.

«А также руководители медучреждения, руководители Минздрава региона, при попустительстве которых создана атмосфера халатности. Надеюсь, СК РФ сделает выводы в ходе проверки», — подчеркнул Александр Брод.

Для предотвращения подобных ситуаций необходимы кадровые перестановки в руководстве здравоохранения Тамбовской области и тотальная проверка Минздравом РФ и Роспотребнадзором, Генпрокуратурой РФ всех медучреждений региона, выявление проблем и их устранение, считает член СПЧ.

«Необходимы и такие меры, как открытие «горячих линий» по сбору обращений граждан региона о качестве здравоохранения, усиление общественного контроля за здравоохранением региона, проведение заседания Госсовета с участием Президента РФ, руководства Минздрава РФ, разбор трагедии и выработка «дорожной карты» по повышению качества медуслуг в регионах», – заключил правозащитник.

Обстоятельства и причины трагедии проанализировал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

В 2023 году это не первый случай тяжёлых кишечных отравлений, — отметил Ян Власов. — То отравление сидром в Ульяновской области, то отравились дети под Петербургом… Череда этих событий говорит о том, что мы можем сколько угодно «сбивать листья с деревьев», но бороться надо с корнями проблемы».

Дефицит врачей в первичной медицинской помощи составляет в некоторых российских регионах до 65%, сообщил сопредседатель Всероссийского союза пациентов:

«Допустим, положено 4 ставки, а работают всего две: один врач принимает не 40 человек, а 80, а это требует примерно 16 часов в день. В медучреждении может быть два дежурных врача, количество обращающихся к ним пациентов может быть превышено вдвое-втрое. И у врачей начинается профессиональное выгорание: люди устают, теряется внимание, логика опроса, а это важнейшие вещи».

Также медицинская помощь могла быть не оказана потому, что не была организована, предположил собеседник издания «ПравозащитникИнфо».

«Значит, виноват, по большому счёту, не врач, а организатор здравоохранения: министр здравоохранения региона и главврачи больниц, — пояснил Ян Власов. — Это вопрос многосложный, и я далёк от мысли, что всё сделали врач или дежурный врач. Знал врач, к которому обратились отравившиеся, или не знал, что и мама, и дочки отравились чем-то одним, а мама от этого умерла? Ведь это уже создаёт определённое подозрение о том, с чем врач имеет дело. Почему тогда врач отпустил ребёнка домой? Он не получил эту информацию? Либо её не хотели оглашать, либо это халатность какого-то специалиста. А если информация была получена и не принята врачом во внимание, это уже дело Следственного комитета».

Виновным в этой ситуации может оказаться и местный Роспотребнадзор, считает эксперт.

«Если всё дело в отравлении продовольственными продуктами из магазина, то этот магазин – первое место, куда должен прийти проверкой Роспотребнадзор. Что за тяжёлый продукт, что за яд, от которого девочка с молодым организмом умерла за 12 часов? Если девочку не принимали на госпитализацию в больницах и «футболили» из одной в другую, это вопрос и к врачу, и к министру здравоохранения Тамбовской области, как у него построена служба. Преступная халатность, неорганизованность, гиперзагруженность врачей? Надо разобраться в ситуации, чтобы не делать «крайним» кого-то одного», — заключил Ян Власов.

«ПравозащитникИнфо» направил подробные редакционные запросы в ТОДКБ, Никифоровскую ЦРБ, Министерство здравоохранения Тамбовской области и региональное управление Роспотребнадзора.

Стоит отметить, что система здравоохранения региона, как и другие отрасли, подчиняется губернатору Максиму Егорову. В 2020 году главы сразу трех российских регионов были вынуждены подать в отставку из-за вопросов, связанных с медициной. Аудит финансовой деятельности тамбовских медучреждений за 2020-2022 гг. выявил целый ряд нарушений. В деятельности Тамбовской областной детской клинической больницы при бывшем главвраче Владимире Винницком, как сообщает Abireg, были обнаружены нарушения «порядка оплаты заключенных государственных контрактов, заключение контрактов лизинга вместо контрактов с поставщиками, заключение контрактов с определенным кругом лиц без падения цен на аукционе: в 2021 году ГБУЗ «ТОДКБ» осуществлены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на общую сумму 28 млн, в 2022 году – на 25,7 млн рублей, выявлены нарушения при заключении государственных контрактов до фактического доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств; заключались контракты по сроку раньше, чем были доведены бюджетные лимиты до учреждения, при формировании плана-графика указано финансирование по закупке на 2022 год, то есть оплата по государственному контракту должна была проходить в 2022 году, однако она проходила в 2023-м вразрез с целевыми бюджетными средствами, указанными в плане-графике».

Как сообщал «Нос», в июне 2023 в Сосновском районе Тамбовской области в местной больнице закрыли два отделения.

Между тем система здравоохранения Тамбовской области получила высокую оценку Минздрава за внедрение электронных сервисов в медучреждениях. В апреле 2022 года сайт правительства Тамбовской области сообщал о том, что развитие здравоохранения – приоритетное направление для региона. Но видимо, не совсем приоритетное, если люди умирают, так и не получив медицинской помощи?

Новости
Журналистские расследования