СПЧ предложил создать спецотдел по делам о пытках в следственных органах

Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

СПЧ предлагает поручать расследование уголовных дел о пытках со стороны правоохранительных органов специальному независимому подразделению

По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, проверку правоохранителей должны осуществлять отдельные следователи, которые не пересекаются с дознавателями и следователями по обычным преступлениям. 

Он сообщил, что «сегодня эти дела расследуются теми же самыми следователями, которые работают на местах бок о бок вместе с сотрудниками полиции, и поэтому для них очень сложно расследовать преступления своих же коллег. Они вчера с этим оперативником допрашивали убийцу, а сегодня он должен в отношении этого же оперативника проводить следственные действия, поскольку того обвиняют в подбросе наркотиков или в применении пыток. От такого следствия толку будет мало». Подразделению должны быть поручены только специфические дела, связанные с преступлениями самих должностных лиц, которые будут как раз защищать закон и правопорядок.

Кроме создания спецподразделений для борьбы с злоупотреблениями и издевательствами сотрудников полиции над гражданами в камерах с целью выбить «нужные» показания, СПЧ предлагает ввести обязательную видеофиксацию содержания задержанных в полиции и исправительных учреждениях. Что удивительно – сейчас в бюджете отыскиваются миллионы для установки камер и отслеживания сдачи госэкзаменов несчастных российских школьников, но когда вопрос касается видеоконтроля действий правоохранительных органов, то все обстоит иначе. Зачем контроль, тут камеры согласно официальным данным закупаются для борьбы с терроризмом, и их содержимое составляет государственную тайну, поэтому не подлежит разглашению. Так, в Петербурге в 2017 году правозащитники в связи с незаконным задержанием несовершеннолетней и нарушением ее прав в отделении полиции запросили записи полиции с камер наблюдения, однако получили отказ, законность которого подтвердил суд. Было указано, что видеоданные с полицейских камер относятся к информации «ограниченного доступа».

По специальному запросу правозащитников в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подтвердили, что все данные камер видеозаписей, а также о  сроках хранения записей относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Видео с камер не удаляются, запись производится циклически, а перезапись производится  по мере необходимости. Правоохранители уведомили, что порядок предоставления полицейских видеозаписей в отделениях «действующим законодательством не определён» и «остаётся в компетенции органов внутренних дел». Так как же установить, имело ли место нарушение прав задержанных, если суды не разрешают изучать отснятые материалы для проверки фактов преступлений со стороны сотрудников полиции? Необходимость изменения законодательства в части усиления контроля за органами полиции назрела уже давно.

Новости
Журналистские расследования