Фото: ПравозащитникИнфо
Верховный суд РФ рассмотрел любопытный спор о привлечении к ответственности бывшей жены по долгам бывшего мужаОн развелся и через полгода после этого, в ноябре 2020 года, решил инициировать процедуру банкротства. После этого его бывшая жена в декабре 2020 года и в феврале 2021 года продала автомобили, купленные на ее имя в период брака. Финансовый управляющий по личному банкротству посчитал эти сделки нарушающими права кредиторов и оспорил продажу авто Mercedes-Benz V250 за 2 млн рублей и Lexus LX 570 за 6,3 млн рублей.
Арбитражные суды заявление управляющего удовлетворили и признали сделки по купле-продаже ТС недействительными. Поскольку покупатель уже перепродал машины, то финансовый управляющий потребовал помимо покупателя по сделке также привлечь к ответственности и бывшую супругу должника, оформившую продажу автомобилей, но в этом ему было отказано.
Когда дело поступило в Верховный суд РФ, то высшие судьи посчитали отказ необоснованным. ВС РФ подчеркнул, что закон не препятствует требованию «возмещения вреда, возникшего вследствие противоправного вывода активов, от лиц, участвующих в незаконной схеме, в результате противоправных действий которых был утрачен контроль над имуществом». Верховный суд РФ посчитал, что обязательства покупателя и продавца по сомнительной сделке солидарные, и поэтому они оба должны «возместить в полном объеме имущественные потери конкурсной массы».
Поскольку имущество уже продано, то стало невозможно реализовать его и поделить денежные средства между супругами, направив выручку банкрота в конкурсную массу. В этой связи ВС РФ постановил, что половина денежных средств, вырученных от реализации спорного автомобиля», должна быть взыскана в конкурсную массу с бывшей жены и приобретателя в солидарном порядке. ВС РФ разрешил бывшей супруге оставить себе вторую половину вырученных за продажу ТС средств, если не будет установлена ее ответственность по общим обязательствам.
Спор был направлен на пересмотр с учетом аргументации Верховного суда РФ.
Это решение интересно тем, что ранее в российской практике суды не привлекали бывших супругов по долгам другого лица к ответственности за продажу нажитого в браке имущества. Как считают эксперты, такой подход судов сделает бессмысленными фиктивные разводы и защитит кредиторов от вывода из-под взыскания общего имущества членами семьи банкрота.