Но кто их будет обучать, если семьи не согласны?

Мосгорсуд подтвердил законность приказа Департамента здравоохранения Москвы от 13 октября 2021 г. № 997/567 «О проведении мероприятий по раннему выявлению (диагностике) COVID-19 с использованием экспресс-теста на антиген SARS-CoV-2 методом иммунохроматографического анализа». По этом приказу в порядке эксперимента школьников десятка столичных школ обязали каждые 14 дней проходить медицинской манипуляции в виде экспресс-тестирования на COVID-19. Тесты делают не медработники, а сотрудники школы, родители или сами старшеклассники (себе).  При этом в приказе не предусмотрено сбора от родителей добровольных согласий на медицинское вмешательство. В случае отказа от экспресс-тестов родителей обязали представлять в этот же график результаты ПЦР-тестирования, сделанные за свой счет, под угрозой недопуска школьников до образовательного процесса. Обращения родителей в прокуратуру с многочисленными жалобами и даже с административным иском в Мосгорсуд к результату не привели – правоохранительные госучреждения встали на сторону Депздрава Москвы.

Что сказал суд?

Мосгорсуд признал, что данная диагностика является правом, а не обязанностью пациентов. Но судьи заявили, что никто в данном случае школьников не обязывает проходить именно тесты, родители могут отправить детей проходить ПЦР. И, следовательно, принуждения в этом случае нет. Однако отсутствию финансовой возможности и дополнительных средств на платную альтернативе в суде оценки давать не стали.

Что касается проведения тестов без сбора письменных согласий родителей, судьи посчитали родителей достаточно проинформированными о сути диагностики в ходе проводимых в школах информационно-разъяснительной работы с педколлективами, учениками, родителями о необходимости, актуальности и эффективности экспресс-тестирования ИХА посредством сервисов Московской электронной школы, родительских чатов и смс-сообщений. Свои согласия на подобные манипуляции, согласно позиции Мосгорсуда, ученики и родители якобы дают в виде конклюдентных действий при выборе экспресс-тестов или ПЦР.

Между тем, настолько вольная трактовка норм законодательства об образовании со стороны Мосгорсуда противоречит сути положений закона, обязывающего собирать информированные согласия. Направляясь в больницу на операцию, к примеру, пациент тоже конклюдентными действиями подтверждает свое согласие с ней, однако, никто из медиков при этом не решится его резать без письменного подтверждения о согласии с вмешательством врачей. Не предполагаем, что проинформирован и согласен, а письменно подтверждаем – это требует закон!

Отстранение же непротестированных школьников от учебы не нарушает конституционного права школьника на образование, поскольку, как заявили судьи, у школьников сохраняется право на получение семейного образования в домашних условиях. Но кто именно обеспечит это на образование детям, если столичные родители уже массово высказались против отстранения и навязывания их детям обучения в семье, которое они не выбирали? Этим вопрос в Мосгорсуде не стали задаваться. Но само по себе пребывание школьника дома еще не означает реализацию на практике семейной формы обучения.

Кроме того, истцы заявили в жалобах, что при поголовном экспресс-тестировании игнорируется врачебная тайна, поскольку оно проводится под видео, на согласия на ее разглашение никто из пациентов не предоставлял. Но суд заявил, что подобное разглашение тайны обосновано в условиях угрозы ЧС из-за пандемии, так как «целью является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь и образовательный процесс обучающихся».

Новости
Журналистские расследования