28 ноября 2022 11:12:28
1896
Автор: Екатерина Скосаренко
Нужно ли уведомлять банки о брачных договорах?

Фото: ПравозащитникИнфо

Да, но только если они были заключены или изменены после взятия кредита

По закону должники обязаны уведомлять кредиторов о заключении, изменении или расторжении брачного договора; об этом говорит Cемейный кодекс. Но эти положения не настолько оказались однозначны и очевидны при правоприменении.

Так, банк-кредитор решил обратить взыскание на имущество должницы, которая не выполняла свои денежные обязательства. Поскольку она состояла в браке, то банк через суд заявил требование о выделе ее личной доли из общего имущества. У супруга обнаружилось 5 счетов, включая валютные, на которые кредитор и планировал направить взыскание. Выяснилось, что выделять нечего. По брачному договору супругов каждому из них принадлежит только то, что за ними официально числится и за ними зарегистрировано. Тогда банк заявил, что должница нарушила закон таким брачным договором, не предупредив о контракте, и он не связан его условиями, поскольку действует правило Семейного кодекса РФ, гласящего, что должники должны уведомлять кредиторов о заключении или изменении такого договора.

В российских судах с кредитором согласились — его иск был удовлетворен. Судьи пришли к выводу, что раз должница не предупредила о наличии брачного договора, то банк не связан его условия и вправе выделять ее долю со счетов супруга.

С этим подходом не согласился ВС РФ. Как выяснилось, супруги заключили брачный договор в 2013 году. Согласно его положениям, все имущество и имущественные права являются личной собственностью того супруга, на чье имя оно будет приобретено. При этом п.1 ст.46 СК РФ гласит, что «супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора. При невыполнении этой обязанности супруг отвечает по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора». Норма направлена на обеспечения стабильности гражданского оборота и защиты кредиторов от недобросовестных должников.

Но как считают в ВС РФ, «из буквального толкования положений пункта 1 статьи 46 СК РФ во взаимосвязи с приведенными выше разъяснениями не следует обязанность супруга уведомлять кредитора (кредиторов) о брачном договоре, заключенном до возникновения обязательственных с ним (с ними) отношений. Такая обязанность уведомления супругом своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора в силу данной нормы возложена на него только после возникновения обязательственных отношений». В данном случае кредитные обязательства возникли уже через 4 месяца после заключения брачного контракта. И это была забота банка — выяснять, имеется ли брачный контракт в семье и каковы его условия, и после этого принимать решения о выдаче кредита. ВС РФ не увидел оснований обвинять ответчицу в злоупотреблении и перекладывать ее долги на личные средства супруга.

Дело было направлено на пересмотр. Ознакомиться с определением ВС РФ можно на сайте Суда.

Новости
Журналистские расследования