Почему региональные и местные власти не слышат тех, кем они управляют? Почему столь часто требуется вмешательство федерального центра, чтобы разрешить пустяковый конфликт?
Приведём один частный, но, тем не менее, показательный, случай.
Вот уже три года в Калининграде власти ведут затяжную «войну» с мелкими торговцами, каждую субботу и воскресенье собирающимися на небольшом пятачке перед бастионом Врангеля, фортификационным сооружением, возведённым ещё при немцах, рядом с улицей профессора Баранова, в самом центре города.
«Война» идёт с переменным успехом: иногда властям, пусть и на короткое время, удаётся выдавить торговцев с заветного пятачка. Усиленные патрули полиции и местные, балтийские, казаки, словно смерч, обрушиваются на торговцев, продающих всякую всячину, начиная от домашних вещей и заканчивая предметами антиквариата. Полицейские, возглавляемые выписывают штрафы попавшимся им под руку бабушкам или молодым людям. Размеры санкций за незаконную торговлю варьируются от 500 до 5000 рублей. Обжаловать в суде их практически невозможно.
Проходит некоторое время и торговцы возвращаются на пятачок снова. Идти им, собственно, некуда. Они приговорены властью к исчезновению. Как класс. Как явление из 90-х. Им нет места среди блестящих супермаркетов из бетона и стекла. (Таковых около десятка в центральной части Калининграда, как уже действующих, так и тех, которые только строятся).
Молодой «технократ» губернатор Антон Алиханов настроен решительно: мелким торговцам в центре города не место. Они портят внешний облик реконструируемой улицы Баранова. Уже ликвидирован вещевой рынок, кормивший большое количество людей, так или иначе связанных с его работой. Теперь на его месте собираются строить очередной супермаркет.
Алиханов вынашивает грандиозные планы. Улица Баранова должна превратиться в пешеходную зону, наподобие тех, которые есть в крупных городах России. Например, в Москве и Казани. Здесь должны возникнуть велодорожки, зелёные насаждения, места отдыха горожан. Но что делать людям, жизнь которых на протяжении, по меньшей мере, двадцати последних лет, была связана с рынком, губернатор не сообщает.
Мелких торговцев после ликвидации вещевого рынка вытеснили с улицы Баранова к бастиону Врангеля, на пятачок, рядом с которым, при немцах, когда-то располагался красивый сквер, ныне до крайности запущенный.
Но и этот пятачок, как выясняется, не положен торговцам.
Как следует из ответа заместителя главы Администрации г. Калининграда Н.А.Дмитриевой от 27.12. 2018 г., у властей города Калининграда нет свободной земли в центре города для организации «блошиного рынка». И вообще, как говорит чиновница, в Администрацию города поступали многочисленные жалобы от горожан на размещение торговых точек прямо на тротуаре улицы, что препятствовало движению пешеходов, а также –– на антисанитарное состояние территории по окончании торговли, что ухудшало внешний облик города. Правда, возникает резонное замечание: по соседству со стихийным блошиным рынком расположились палатки торговцев янтарными украшениями, «переселённые» сюда, по воле губернатора Алиханова, с территории, непосредственно прилегающей к Музею Янтаря. Значит, свободная земля всё-таки есть.
Ну а что касается внешнего облика «блошиного рынка» и прочих неудобств, причиняемых мелкими торговцами горожанам, то ведь всё решаемо, если подумать головой.
Согласно, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 (ред.от 12.11.2018) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, право на продажу товаров на улице устанавливается органами местного самоуправления. При всём этом для торговли отводятся специальные места. Таким специальным местом как раз мог бы стать блошиный рынок в сквере рядом с бастионом Врангеля.
Позиция калининградских региональных и местных властей сейчас вызывает, по меньшей мере, непонимание. Во многих европейских и российских городах, есть блошиные рынки, являющиеся местной достопримечательностью. Они привлекают туристов и приносят неплохой доход казне, а местным жителям позволяют иметь дополнительный приработок. Таковы блошиный рынок «Левша» в «Новоподрезково», блошиный рынок в Измайловском вернисаже в Москве, ярмарка «Юнона», блошиный рынок на Удельной в Петербурге. Что мешает властям Калининграда пойти по тому же пути? Сколько времени будет продолжаться борьба чиновников с мелкими торговцами, чтобы здравый смысл, наконец, восторжествовал?