Согласно данным РБК, затраты на исполнение закона составят не менее 30 млн рублей. Операторы связи будут обязаны установить специальное оборудование для управления маршрутами интернет-трафика, предоставленное Роскомнадзором. Специальная аппаратура будет фильтровать трафик, блокируя доступ к запрещенным на территории нашей страны сайтам. Список запрещенных порталов определит правительство РФ. После одобрения Советом Федерации и подписания главой государства он вступит в силу с 1 ноября 2019 года, а некоторые его положения – с января 2021 года.
Согласно пояснительной записке, законопроект «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США. В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов».
Основные нововведения, согласно данным РБК:
– операторов связи обяжут установить спецоборудование, блокирующее доступ к запрещенным сайтам. При внешней угрозе Роскомнадзор будет иметь возможность управлять маршрутами интернет-трафика.
– к 2021 году будет создана национальная система доменных имен. Все функции по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования Интернета на территории России возложат на Роскомнадзор.
Ряд интернет-провайдеров высказались категорически против поправок. Согласно информации «Яндекса», который в середине марта протестировал предложенную депутатами технологию, последняя стала причиной сбоя в работе сервисов компании – большинство из них «обвалились». Специалисты «Яндекса» считают, что при текущих объёмах информации в мире не существуют и даже не разрабатываются такие технические возможности, которые могли бы обеспечивать обработку интернет-трафика без значительных потерь для пользователей. Депутат ГД от Справедливой России Олег Шеин также раскритиковал проект за то, что «авторами его являются не IТ-специалисты, не люди, которые просвещены в области соответствующих технологий, и не программисты». По его мнению, «идти лечиться надо к доктору, а не к пекарю, и заниматься регулированием сегмента законодательства должны люди, которые в этом что-то понимают». Одно можно сказать точно – масштаб последствий для интернет-пользователей сейчас предсказать крайне сложно.