Документ предусматривает внесение соответствующих поправок в статью 19.2 закона о СМИ.
В настоящее время отправлять в Роскомнадзор отчёты о доходах из зарубежных источников не должны только иностранные СМИ, чьи представительства работают в России с разрешения МИДА, а также СМИ, созданные в рамках международных договоров Российской Федерации.
Теперь, в случае принятия этого законопроекта, от этой обязанности будут освобождены, например, ТАСС, НТВ, Russia Today, ВГТРК и многие другие телеканалы и сетевые издания, учреждённые государством или получающие деньги из госбюджета. Это позволит им избежать попадания в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Данный перечень был создан после принятия в 2017 году закона о СМИ-иноагентах, такой статус получают работающие на территории России СМИ, учреждённые в зарубежном государстве или получающие иностранное финансирование на свою деятельность. После включения в список эти СМИ обязаны маркировать сообщением о своём статусе любой свой материал, а также сдавать надзорным органам большое количество отчётности о персональном составе своего руководства и расходовании денежных средств. За любое нарушение этих норм следуют штрафы на сотни тысяч и миллионы рублей.
Представители Минцифры на данный момент никак не комментируют предложенные ведомством поправки, а сам законопроект не снабжён пояснительной запиской, объясняющей необходимость изменений. При этом инициатива вызывает немало вопросов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил всё же дождаться разъяснений от самого министерства, отметив, что такие изменения потребуют дифференцировать СМИ по критерию собственности, а на данный момент в законе нет такой дифференциации.
Песков верно подметил основную проблему этой инициативы. Если поправка будет принята, СМИ, принадлежащие государству и частным лицам, будут иметь различные права. Одни смогут получать иностранные деньги без всяких для себя последствий, другие – нет. А ст. 8 Конституции РФ прямо указывает, что все формы собственности в России защищаются и признаются равным образом. Как в Минцифры собираются преодолеть это противоречие и будут ли на него вообще обращать внимание – пока неясно.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Олег Матвейчев в разговоре заявил «Ведомостям», что предложенные поправки не противоречат целям закона. Получение государственными СМИ денег из иностранных источников, по мнению парламентария, не усиливает влияния на российскую медиасреду со стороны внешних сил.
«Получение каких-либо средств из-за рубежа в данных случаях не противоречит духу закона, суть которого – чтобы не было СМИ, которые подвержены иностранному влиянию через зарубежное финансирование», — сказал депутат. Прежде, кстати, представители власти неоднократно подчёркивали, что статус иноагента не призван ограничивать права СМИ или запрещать их работу. Теперь же депутат Госдумы говорит, что суть закона – чтобы таких СМИ не было.
Нынешние поправки, возможно, призваны окончательно легализовать противоречие, которое уже существует в практике применения закона о СМИ-иноагентах. Критики закона неоднократно отмечали, что у государственных медиа также есть зарубежные источники финансирования, но их иностранными агентами не признают. Об этом казусе говорит и профессор НИУ ВШЭ, бывший председатель Совета по правам человека Михаил Федотов. «Списки Роскомнадзора показывают, что зарубежные средства получают и государственные СМИ, и глянцевые журналы…», — говорит эксперт. Теперь, в случае принятия поправки, будет официально заявлено, что государственные СМИ иноагентами быть не могут, потому что они – государственные.
Фактически с самого начала признание СМИ иностранными агентами не выглядело объективным. Аналитики отмечали, что в этот список попадают издания, якобы не поддерживающие точку зрения властей на события в стране и мире, расследующие коррупцию и дающие альтернативный взгляд на острые социально-политические темы.
Совет при президенте по правам человека ещё на стадии принятия давал отрицательный отзыв на эту норму, так как, по мнению правозащитников, она ограничивает свободу информации, однако этот отзыв на итоговое решение не повлиял. Предложенные Минцифры поправки, кажется, становятся окончательным подтверждением того, что статус иноагента и сопряжённые с ним проблемы получают не за сам факт иностранного финансирования, а за редакционную политику, противоречащую позиции государства.