Фото: ПравозащитникИнфо
В общедомовом чате в Тюмени разгорелся онлайн-конфликт руководства управляющей компанией, обслуживающей МКД, и жителя этого дома. Житель обвинил обслуживающую организацию в подделке документов и завышениях коммунальных платежей, а представители управляющей компании в ответ назвали его аферистом и бездельником. После конфликта представители сторон направили жалобы в суд и потребовали компенсации нанесенного оскорблениями ущербаТак, житель потребовал обязать УК опровергнуть допущенные в его сторону высказывания и компенсировать ему моральный вред от оскорблений в общедомовом чате, который он оценил свой ущерб в 10 тыс. рублей. Управляющая компания потребовала от жильца компенсировать нанесенный ей ущерб деловой репутации в размере 600 тыс. рублей.
В первой инстанции иск выиграл гражданин. Управляющую компанию обязали опровергнуть высказывания и компенсировать моральный вред жителю в 10 тыс. рублей. При этом обслуживающей организации во встречном иске к жителю дома было отказано, поскольку представленные в качестве доказательства скриншоты переписки в мессенджере не были заверены нотариусом.
Когда спор поступил из райсуда в Тюменский областной суд, то тут решение суда было поправлено. Областной суд обязал компенсировать жителю моральный вред в 10 тыс. рублей. Но суд снял с обслуживающей компании обязанность публично в чате опровергнуть информацию о том, что истец «аферист и бездельник». Как объяснил суд, выражение «аферист и бездельник» носит характер высказанного мнения, оценочного суждения, и, хотя оно характеризует истца с отрицательной стороны, но не является достаточным для квалификации его как оскорбления.
Между тем по закону моральный вред компенсируется в том случае, если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца. Согласно КоАП РФ под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Оценка личности истца как «афериста и бездельника» не является достаточным для квалификации этой фразы как оскорбления. При этом управляющую компанию обязали опровергнуть в отношении истца в чате неподтвержденную распространенную в соцсетях информацию о том, что истец якобы занимается сбором личных данных с целью дальнейшего мошенничества с недвижимостью.