Фото: из архива семьи Шнайдер
В Тамбовской области продолжается судебный процесс над фермером Вадимом Шнайдером. На скамье подсудимых четверо, всех обвиняют в вымогательстве денег у бывшего главного инженера АО «Агрокомплекс «Тамбовский» Сергея Пугачева и его коллеги. Подсудимые вину не признают и говорят, что история выдумана от начала до конца и что ее режиссёры не только сами потерпевшие, но и высокопоставленные сотрудники полицииДеревня Красненькая не хотела быть Тамбовом
События, которые могли стать поводом к возбуждению уголовного дела, стали развиваться в Тамбовской области в 2020 году. Деревня Красненькая, где проживал фермер Вадим Шнайдер, находится недалеко от Тамбова, и чиновники хотели включить её в состав Тамбовской агломерации. Но жители были против, Шнайдер выступил активистом, собрал подписи и стал обращаться во все инстанции.
Жители Красненькой считали, что как только их деревня войдет в состав Тамбова, у них могут отобрать земельные участки под государственные нужды и начать строить на них многоэтажные дома и другие объекты, приносящие коммерческую выгоду коммерсантам.
Было непросто: звонки с неизвестных номеров, провокации и попытки фальсификации уголовного дела. Но он дошел до Президента и – помогло: деревню оставили в покое, присоединять не стали.
В апреле 2021 года Вадим Шнайдер получил официальный ответ из администрации Тамбовской области, в котором было сказано, что «с учетом мнения жителей исторической части деревни Красненькая относительно предполагаемых территориальных изменений, было принято решение о внесении изменений в «дорожную карту», предусматривающих исключение деревни Красненькая из перечня населенных пунктов, планируемых к включению в состав городского округа — город Тамбов».
А в начале сентября его пригласили по телефону в УВД Тамбовской области – позвонили и попросили прийти, побеседовать.
— Отцу позвонили из УМВД по Тамбовской области и назначили время встречи, — рассказывает дочь Вадима Шнайдера Карина. — Отец рассказывал, что, когда он пришел, в кабинете присутствовали начальник уголовного розыска Тамбовской области Сланский, генерал-майор Николай Скоков и заместитель начальника по оперативной работе Саржан. Встреча длилась 15 минут, разговор, по словам отца, был на «ты». Руководство УВД говорило что-то о его гражданской позиции и жалобах в администрацию Президента. Потом якобы кто-то из присутствующих предположил, что Шнайдера могут лишить свободы, возьмут его ДНК и оно где-то может оказаться. Вернувшись домой, Вадим все рассказал семье и на какое-то время забыл об этой встрече.
По словам Вадима Шнайдера, в отношении него было сфальсифицировано уголовное дело, его обвинили в вымогательстве, которое он не совершал.
Уже полтора года мужчина, имея вторую группу инвалидности, находится в следственном изоляторе и пытается доказать свою невиновность. Но потерпевшая сторона настаивает на своей версии.
Привет из 90-х: балаклавы, избиения, вымогательство
По версии следствия, в сентября 2021 года пятеро мужчин в балаклавах под угрозой жизни потребовали у Сергея Пугачева подписать некие бумаги.
Кто такой Сергей Пугачев? Сейчас – безработный, имеющий временные заработки. А весной 2021 года он был главным инженером крупного агропромышленного комплекса «Тамбовский». История в его изложении звучит примерно так:
В середине сентября он, Сергей Пугачев, находился на складе в поселке совхоза Комсомолец, где хранился подсолнечник. Там же в момент нападения был работник склада агрокомплекса – он стал вторым потерпевшим. Склад был заполнен, потому что урожай выдался хороший, и элеватор не справлялся с большим объёмом. Днем к складу подъехал автомобиль, из которого вышли 5 мужчин в балаклавах, связали его и другого сотрудника, стали избивать и требовали подписать документы: некий договор, содержания которого Пугачев не запомнил, и пустой лист бумаги. Аналогичные документы подписал второй сотрудник агрокомплекса.
Еще обоих заставили на камеру наговорить текст, что они похитили подсолнечник.
Мужчины уехали после того, как Пугачев пообещал передать им подсолнечник, количество и место передачи должны были уточнить позже. Отпустили их после того, как озвучили угрозы семье. Именно поэтому Пугачев и второй потерпевший не стали снимать побои и сообщать в полицию – боялись. Потом Пугачев, по его словам, несколько раз встречал Шнайдера – тот требовал у него передать семечки или обещал передать руководству «Агрохолдинга «Тамбовский» запись с якобы признанием в хищении подсолнечника.
Потом Пугачев уволился, и в июне 2022 года узнал, что Шнайдер подал в Октябрьский районный суд г. Тамбова иск о взыскании с него денежных средств в размере 6 750 000 рублей якобы за непоставку подсолнечника.
«При ознакомлении с материалами гражданского дела Пугачев обнаружил, что там имеется договор на поставку подсолнечника от 15.09.2021 года, по которому лично он должен был поставить подсолнечник Шнайдер, за который он уже передал денежные средства в размере 6 750 000 рублей, о чём в материалах дела имеется печатная расписка, с подписью Пугачева, но данной расписки он не писал, это был чистый лист в момент нападения 18.09.2021, на котором Пугачев С.А. ставил под давлением и применением к нему физического насилия, а также договор, который Пугачев подписал под давлением, был заполнен», — так следователь отразил в обвинительном заключении показания Пугачева.
В этот же день после первого заседания Пугачев пошел в полицию и подал заявление о вымогательстве, которое произошло больше полугода назад. Сказал, что никаких денег у Шнайдера не брал, ничего ему не обещал, рассказал историю бандитского нападения людей в масках. Понятно, что никаких телесных повреждений, видеозаписей, либо иных свидетельств той истории не осталось. Опознание происходило по голосу, телосложению, отдельным частям лица – все нападавшие, по словам Пугачева, были в масках и полной картины он не видел. Обвинение в основном строилось на свидетельских показаниях. А они у потерпевших и обвиняемых были разными.
«Тебя записали и голос дали заучить»
Вадим Шнайдер, который уже полтора года находится в следственном изоляторе, считает, что все происшедшее с ним является ответом на его протестные настроения против региональной власти. Именно тогда, в период включения пригородов в Тамбовскую агломерацию, Шнайдер нажил себе неприятелей в лице не только чиновников, но и сотрудников регионального МВД и ФСБ. Отстоять Красненькую тогда фермер смог, Тамбовом она не стала.
Еще в 2019 году Вадим Шнайдер, по его словам, познакомился с Сергеем Пугачевым. Здоровались, но приятелями не были. В 2021 году во время их очередной встречи Пугачев рассказал о своей новой работе в «Агрокомплексе «Тамбовский» и предложил приобрести задёшево семечки. Шнайдер занял у товарища 3 млн рублей, остальные у него были. В сентябре 2021 года они на складе агрохолдинга «Тамбовский» подписали с Пугачевым договор, Шнайдер передал 6,75 млн рублей и взял расписку. Но прошло время, а Пугачев свои обязательства не выполнял, товар не отгружал – сначала говорил, что семечки еще не завезли, потом, что увезли на другой склад. Весной Шнайдер подал иск в суд, и вскоре его арестовали.
Его показания полностью опровергают версию обвинения.
— В разговоре Сергей Пугачев убедил меня, как выгодно купить семечку из-под комбайна, — рассказывал Вадим Шнайдер. — Семечку надо подработать, а после перепродать по более высокой цене. В 2020 году стоимость подработанной семечки доходила до 45 тыс. рублей за тонну. Пугачев сказал мне, что ему срочно до выборов нужны наличные деньги, поэтому он может мне продать 300 тонн семечки за 6 750 000 рублей. В этот же день я созвонился с товарищем и попросил занять 3 млн, заехал к нему и оформил договор займа, получил деньги и отвез Пугачеву. Мы заполнили 2 экземпляра договора, он написал расписку в получении от меня 6 750 000 рублей. В сентябре-октябре у меня с Пугачевым было несколько встреч по поводу отгрузки семечки, так как он затягивал с выполнением взятых на себя обязательств. Ссылался сначала на то, что идет уборочная, потом стал мне рассказывать о сложностях с руководством и документах на семечку. У меня был знакомый некто Рожков, который хорошо знал Пугачева и его коллег. Рожков назвал подобную схему «воры и кидальщики». Еще Рожков сообщил, что Пугачев и его коллеги сотрудничают с работниками УФСБ, и я решил с Пугачевым больше не встречаться, во избежание провокаций.
Весной 2022 года я официально написал ему досудебную претензию, потом обратился в суд. А на следующий день рано утром, разбив окно, ко мне в дом ворвались сотрудники полиции, провели обыск и доставили в УМВД по Тамбовской области. Там меня допросили в качестве свидетеля и задержали. В ИВС меня посещали уже знакомые мне два высокопоставленных сотрудника тамбовской полиции. Они же в середине июня 2022 приходили ко мне в СИЗО-3 и в разговоре заявили, что мне дадут лет 10. А, если я буду дергаться, тогда появятся еще уголовные дела. В июле 2022 года в период моего пребывания в СИЗО под угрозой жизни и здоровья у меня незаконно изъяли мой биологическиӗ материал — кровь. Следователь на мой вопрос, не собираются ли они использовать мою ДНК для фальсификации доказательств, ответила, что «легче наркотики подкинуть». Я пытался понять, зачем покрывать преступников, но она честно ответила, что ей нужно место начальника отдела. И добавила, что «теперь некому защищать интересы жителей деревни Красненькая, скоро её присоединят к Тамбову». Сотрудники уголовного розыска тоже периодически ходят ко мне в изолятор и заставляют признать вину, добавляя «чтоб никто из твоих близких не страдал, а по тебе вопрос уже решен».
Еще один интересный эпизод расследования нам рассказала сторона защиты. Один из четверых обвиняемых был одноклассником следователя, в производстве которой находилось уголовное дело. И то ли по-женски жалко стало, то ли накатили школьные воспоминания, но следователь на вопрос, зачем повесткой вызвала, мог бы и по звонку прийти, отправила мужчине в ответ смс такого содержания: «Привет. Указания. Тебя записали и голос дали заучить».
Почему голос? Потому что по версии обвинения, все нападавшие на Пугачева и его коллегу были в балаклавах, и голос был главным фактором доказательства вины при опознании.
Сейчас в суде перешли к доказательствам защиты. Ранее уже допросили Сергея Пугачева и его коллегу. По делу были проведены судебные экспертизы, которые подтвердили: подписи Сергея Пугачева на документах были произведены им, но после заполнения текста. То есть, не пустые бумажки подписывал потерпевший, как заявлял. Аудиозаписи, которые по поручению силовиков вел Сергей Пугачев на встречах с Вадимом Шнайдером, тоже не подтвердили версию следствия: на них Шнайдер просил либо вернуть деньги, либо отгрузить обещанные семечки. Среди доказательств есть биллинги телефонных переговоров, которые должны подтвердить нахождение всех фигурантов в одно время в одном месте. Биллинги в деле действительно есть, но только все владельцы телефонов находились в разных местах. Кроме Сергея Пугачева и его коллеги, якобы подвергшихся нападению. Они как раз находились на том самом складе с семечками в поселке Комсомолец. Вдвоем. Но это обстоятельство на доказывание вины Вадима Шнайдера и его «подельников» в ходе следствия никак не повлияло.
Статья опубликована в рамках проекта «Судебный репортёр».