Программа родительского контроля на телефоне ребенка не нарушает тайну частной жизни граждан?

Фото: ПравозащитникИнфо

До Конституционного суда РФ с жалобой дошел гражданин, которого признали виновным по ст.137 УК РФ и нарушившим тайну частной. Суд посчитал доказанной его вину в противоправном сборе сведений о частной жизни бывшей супруги и ее родственников

Как выяснилось, сын остался жить в другой семье с матерью и жаловался отцу на грубое обращение с ним. Тогда отец установил на телефон сына легальную программу родительского контроля, позволяющую слышать происходящее рядом с телефоном, получать соответствующие аудиозаписи и сохранять их. Сделанные аудиозаписи отец принес на на бракоразводный процесс и в полицию в качестве доказательств грубого обращения с ребенком. Но в итоге именно против отца было возбуждено уголовное дело за сбор сведений о частной жизни, составляющих личную и семейную тайну остальных лиц, проживающих с его сыном в квартире. Обвинительный приговор оставлен в силе, но от наказания заявитель был освобожден в связи с истечением срока давности.

Тогда заявитель обратился в КС РФ и оспорил статьи Уголовного кодекса, позволяющие привлекать к ответственности за установку легальных программ на телефон ребенка, позволяющие обеспечивать его безопасность и отслеживать соблюдение прав ребенка другими лицами.

Что сказал Конституционный суд РФ?

Суд посчитал, что каждый родитель, включая отдельно проживающего от ребенка, вправе пользоваться приложениями родительского контроля, которые помогают им защитить безопасность ребенка. При этом действительно родитель может непреднамеренно узнать сведения о жизни других лиц, их личные и семейные тайны. КС РФ подчеркнул, что «в контексте особой конституционной ценности детства баланс права на неприкосновенность частной жизни и родительских прав и обязанностей не может считаться нарушенным, если полученные сведения не распространялись и не использовались для причинения вреда другому лицу. Получение такого рода сведений при использовании приложения родительского контроля само по себе не свидетельствует о преступлении, если отсутствует прямой умысел на их сбор».

Подобный сбор информации, действительно может затронуть права и интересы других лиц. При этом формально данный сбор может составлять состав преступления, предусмотренного УК ПФ.

КС РФ подчеркнул, что в данном случае важны мотивы этого сбора сведений. Если сбор вызван опасениями за ребенка в связи с угрозой ему (не исключая и добросовестное заблуждение), то это не является преступлением и за это недопустимо наказывать.

Но Конституционный суд РФ призвал законодателя прописать пределы использования приложений родительского контроля, которые допустимо использовать только в целях реализации прав и обязанностей родителя по обеспечению безопасности ребенка. КС РФ признал, что права отца были нарушены вынесенным приговором, и уголовное дело в отношении него будет пересмотрено.

Ознакомиться с решением КС РФ можно на его сайте.

Новости
Журналистские расследования