После уличной встречи горожан с главой района в дверь к бывшей школьной учительнице постучалась полиция

Жительницу города Торопца Тверской области Светлану Лосеву обвиняют по статье 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Вина Лосевой, по мнению правоохранителей, состоит в том, что, будучи администратором страницы «Слушает Торопецкий район» в социальной сети «ВКонтакте», она 27 июля разместила объявление о том, что в Торопец для общения с местными жителями и подготовки сюжета о ситуации с районной больницей, возможно, приедет областное телевидение.

К нам приедут журналисты

«Дорогие торопчане! Кому не безразлична судьба «Торопецкой ЦРБ, кто может, большая просьба во вторник утром подойти к зданию администрации района. Примерно около 9 утра должны приехать сотрудники канала «Вести 24. Надеемся, что они захотят поговорить не только с руководством района, но и с «простыми смертными». Если нас будет мало, тогда журналисты сделают другие выводы», — говорилось в объявлении (сейчас удалено со станицы, остался только скриншот — прим. авт.).

В указанное время несколько десятков человек собрались в назначенном месте, чтобы рассказать о своих проблемах, однако журналисты не приехали. Вместо них к собравшимся вышли глава района Александр Бриж и его заместитель по социальным вопросам. Издание «Правозащитник Инфо» связалось со Светланой Лосевой и расспросило ее о том, как развивались события, предшествовавшие обвинению в организации митинга. Увидев незнакомый номер, наша собеседница подумала, что звонят из суда, чтобы сообщить о новой дате рассмотрения ее дела.

«Во вторник повестку принесли в 18:06, а в 18:30 я должна была явиться в суд: пришла я, муж, кто успел — суд отменили. На следующий день то же самое. Вы можете зайти на страницу Торопецкого районного суда, Тверская область, и там на сайте вбить «участник Лосева», и увидите, что дело ходит туда-сюда. Я не знаю, почему», — рассказала Светлана.

«Вести» не долетели…

О возможном приезде журналистов из областного центра Лосевой стало известно накануне вечером.

«Позвонил хороший человек и говорит: «Светлана, коммунальщики убираются, готовятся к приезду — будут «Вести Тверь». Может, про больницу? Надо позвать врачей, обратиться и сказать, что, ребята, нам очень нужны врачи — край благодатный, красивый. Ну, вот я и написала объявление без задней мысли, мне даже продиктовали там строчки про «простых смертных». Вот, разместила и пошла на следующий день. Хотя не собиралась: нужно было сидеть с внуком. Еще думала, идти или не идти, но пришла: народ стоял, потихонечку все собирались, тишина, спокойствие. Ни призывов никаких, ни плакатов. Ничего такого. Стояли в основном пенсионеры, старушки с палочками и сумками, потому что это было утро. Человек 50 пришло. Еще потом присоединились прохожие. Я думала, когда глава района придет, то скажет «разойдитесь». А он спросил: «По какому поводу собрались?» Народ, естественно, к нему потянулся. Потому что всегда, когда человек что-то говорит, руководитель, к нему подходят — народ подошел. Я говорила по поводу телевидения. Не знаю, услышал он или нет, я сказала: «Ждем телевидение». Народ говорит: «Больница… больница» — и завязался диалог».

По словам Лосевой, когда она размещала объявление, не думала ни о каких «особенностях текста»: информация и информация. А телевизионщиков народ в итоге так и не дождался.

К общению главы района Александра Брижа с собравшимися жителями вскоре присоединились его заместитель по социальным вопросам Галина Волосюк и главврач районной больницы Елена Семенова. В разговоре были и напряженные моменты, жители высказывали опасения по поводу того, что больницу закроют, вспоминает Светлана Лосева. По ее словам, жители, пришедшие на встречу с журналистами, вообще не рассчитывали, что глава выйдет к ним:

«Ну, просто был разговор с людьми, как в маленькой деревне, стихийный  разговор. Потому что никто не ожидал его увидеть. А Елена Александровна, главный врач, он ее ждал, видимо, был запланирован ее приезд. То есть это они планировали разговор с нами, мы-то не планировали. Ну и все. В ходе разговора я предложила, говорю: «Александр Григорьевич, давайте сделаем ролик, чтобы потенциальных врачей найти? Ролик о Торопце. Вы расскажете как раз то, что нам говорите, про условия работы, про то, что даете квартиры служебные. Елена Александровна обозначит зарплату, покажете кабинеты, может быть, приедут люди?» Он ответил: «Вот одно разумное предложение — давайте сотрудничать!» Мне он и предложил этим заняться. Снять и распространять ролик. Но я монтировать не умею. После этого люди разошлись. Весь разговор час примерно занял, может быть, час с небольшим».

После разговора заместитель главы района вместе с главврачом и Светланой Лосевой отправились в местный детский садик: «Там работает мама одной девочки-целевика, по целевым направлениям — нам надо с ней переговорить, чтобы она не поступала в ординатуру в этом году, а пришла к нам, отработала годик — надо поуговаривать!» А я говорю: «А я в качестве кого [я туда пойду]?» — «А вы — от общественности». Мы сходили, поговорили. Мама сказала, что она съездит к дочери и попробует переговорить с ней, попробует убедить», — рассказала пенсионерка.

Откройте, полиция!

После этого визита и разговора Светлана Лосева отправилась домой, а через два часа услышала стук в дверь. На пороге стояли сотрудники полиции. Пришедшие сходу поинтересовались, принадлежит ли Лосевой страничка «Слушает Торопецкий район». Светлана Лосева ответила, что она наряду с несколькими другими пользователями администратор страницы, а на вопрос силовиков о том, кто размещал объявление о предстоящей встрече со СМИ, ответила, что она.

«Давайте будем вас опрашивать. Вы обвиняетесь в незаконной организации митинга, что не согласовали», — ответили силовики, предупредив, что их собеседница по закону имеет право не свидетельствовать против себя.  Для самой Светланы Лосевой, отработавшей в школе 15 лет, визит правоохранителей, по ее собственным словам, стал шоком.

«Я разместила объявление о встрече с журналистами с целью просто позвать врачей. Потому что многие используют телевидение, чтобы обратиться. Ну, раз ничего не делают, ну, надо же как-то звать народ? Я отсюда уезжать не собираюсь. Не знаю, может быть, власти наши — временщики, по-другому думают… Что у них квартиры еще где-то есть. А нам куда деваться? Если закроется больница, построят какое-нибудь платное учреждение или займут эти же здания, только уже под платное. А тут люди по 15–17 тысяч получают, работая по 12 часов на наших заводах. На эти деньги не знаешь, как просто выжить, не говоря уже о том, чтобы заплатить врачам».

Теперь за пост в соцсети, расцененный силовиками как призыв к несанкционированному митингу, Светлане Лосевой грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей. В социальных сетях и в личном общении торопчане предложили помощь в сборе денег.

«Мне одна женщина сказала: «Светочка, мы тебе соберем!». Я ответила, что пусть не придумывают, сама справлюсь. А она говорил «Ты понимаешь, судят не тебя — судят всех жителей района, которые хотят, чтобы просто была ЦРБ».

Телега впереди лошади

Адвокат Анатолий Филиппов, представляющий интересы Светланы Лосевой, комментируя ситуацию «Правозащитнику Инфо», отметил, что правоохранителями, возможно, допущено большое количество процессуальных нарушений.

«Дважды в суд направлялись материалы с протоколом и дважды суд их возвращал. Если в первом случае, 3 августа, мы знаем, на каком основании протокол вернули (якобы неявка лица), то во втором случае — мы не знаем, что послужило причиной. У меня два дня назад написано заявление с требованием об ознакомлении с материалами проверки, которое в полиции никак не хотели принимать. В материалах, насколько мне известно, появились новые документы, касающиеся  возврата протокола. Если суд укажет на нарушение в протоколе, тогда это, скорее всего, неисправимо, и дело просто не будет возбуждено. Там, предполагаю, грубые нарушения процессуальные. По статье 28.8 часть 2 Кодекса об административных правонарушениях положено в тот же день принудительно доставлять в суд лицо, совершившее правонарушение по статье 20.2, часть 2 КоАП. И в тот же день суд должен вынести постановление. Это норма, не предусматривающая никакого толкования. Протокол можно составить и позже, но человек в суд должен быть доставлен сразу. Этого сделано не было.

Далее. Определение о передаче материалов в суд вынесено заместителем начальника полиции, который, предположительно, находился официально в отпуске уже неделю, с 18 июля. Саму Светлану Лосеву сначала опросили, а потом только под роспись ознакомили ее с правами. С объяснениями, взятыми у других людей, вероятно, такая же история: они могли быть не предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний. Это все делается под роспись. Следующее. Объяснения были взяты 28 июля, а протокол составлен 31-го. Объяснения прикладываются к протоколу, а не наоборот. Суд такой материал принять к производству не может, разумеется; возможно, поэтому и возвращает его. Суд мог бы сразу вынести определение о том, что дело неподсудное в силу грубых нарушений, но почему-то этого не делает. Ну и самое интереснее, конечно, что несанкционированным митингом, по сути, признано мероприятие с непосредственным участием главы района. Мы в возражениях указали, что Бриж своим появлением придал легальность этой встрече».

Пообщаться с главой Торопецкого района и узнать его мнение о происходящем, нам, к сожалению, не удалось. В приемной Александра Брижа корреспонденту «Правозащитника Инфо» сообщили, что чиновник находится в отпуске.

К слову, Торопец не единственный райцентр в Тверской области, где дальнейшее функционирование районной больницы находится под вопросом. Аналогичные проблемы есть и в Максатихинском районе.

Напомним, что Тверская область не в первый раз попадает в поле зрения федеральных СМИ в связи с недовольством населения. В ноябре 2019 года в ленты новостей попала история с жителями села Еремково в Удомельском районе, написавшими Путину открытое письмо с просьбой расстрелять их.

Новости
Журналистские расследования